Эксоцман
на главную поиск contacts

Социальный педагог: его предназначение и стратегии деятельности

Опубликовано на портале: 07-10-2004
Директор школы. 2004.  № 2. С. 31-37. 
Статья посвящена обращению внимания на работу с семьей и социальным окружением учеников. Сейчас в учебных заведениях появились специальные люди, призванные постоянно и целенаправленно заниматься с детьми, испытывающими трудности в процессе социализации, попадающими под негативное влияние.

Во все времена школа не оставляла без внимания работу с семьей и социальным окружением своих учеников. Но это, как правило, происходило от случая к случаю, чаще всего по каким-то чрезвычайным поводам. Сейчас в учебных заведениях появились специальные люди, призванные постоянно и целенаправленно заниматься с детьми, испытывающими трудности в процессе социализации, попадающими под негативное влияние.

Не обвинитель, а защитник

Смысл деятельности социального педагога (так именуется эта должность) в самом общем виде состоит в создании условий для относительно направляемой социализации личности вопреки складывающейся стихийности и неорганизованности этого процесса. Это если говорить по-научному. А на практике это изматывающая силы и нервы, тяжелейшая работа с детишками, которых никак не отнесешь к благополучным и примерным, общение с их далеко не образцовыми родителями, постоянное погружение в «изнанку» жизни, в психологические и моральные конфликты. Процесс социального взросления подрастающего поколения вообще необычайно противоречив и сложен, а в случае с детьми и подростками из так называемой группы риска вдвойне, а то и втройне сложнее.

Спектр деятельности социального педагога довольно широк: это и работа с ближайшим окружением подростка (семья, соседи, одноклассники, приятели), и координация действий с различными учреждениями, включая поликлинику, ДЭЗы, диспансеры, милицию, различные внешкольные учреждения. Его (скажем опять-таки по-научному) функция заключается как в координации деятельности различных социальных сфер, так и в собственно педагогической работе с самими детьми и их родителями в направлении гармонизации их взаимодействия, предупреждения «деформации социальных связей».

Что же происходит в реальности? Во-первых, налицо дефицит кадров. Во многих школах эта должность пустует из-за отсутствия желающих. Чаще всего на эту работу идут люди, лишившиеся основной специальности, не имеющие педагогического образования. А специалисты, имеющие соответствующую подготовку, как свидетельствует статистика, уходят через год-два. Почему? О некоторых причинах было сказано выше. Добавьте к ним низкую зарплату и весьма невысокий (далеко не приоритетный) статус в педагогическом коллективе.

Анализ деятельности социальных педагогов Москвы и Московской области показывает, что многие из них ограничивают свою работу лишь формальными действиями. Составляют списки и картотеки неблагополучных детей и их семей, налаживают связи с различными социальными учреждениями. Все это, безусловно, нужно, но главное в другом. Ведущими направлениями деятельности социального педагога как профессионала является, во-первых, исследовательская, нацеленная на выявление причин дезадаптации детей и подростков; во-вторых, профилактическая, связанная с предупреждением асоциальных поступков; в-третьих, специальная работа по адаптации и развитию детей и подростков «группы риска». Таким образом, основной объект деятельности - подростки и их социальное окружение. Эта работа может принести плоды лишь тогда, когда ведется целенаправленно и систематически, а не носит, как показывает анализ, ситуативный и стихийный характер, начинаясь только тогда, когда подростки уже совершили неблаговидные проступки. К тому же подчас она носит формальный характер: пригласят родителей, поприсутствуют на комиссии по делам несовершеннолетних. Еще проведут с самими подростками назидательную или устрашающую беседу. Воспитательный эффект от таких действий незначителен: подросток молча или с определенными комментариями выдерживает все процедуры и продолжает прежний образ жизни.

Есть и такая тенденция: так называемых трудных стараются привлечь к участию в школьных мероприятиях, но такое «привлечение» чаще всего заканчивается в лучшем случае пассивным присутствием, а чаще - отсутствием или какой-нибудь выходкой.

Подростки остро чувствуют искусственность подобных действий и соответствующим образом на них реагируют. Очевидно, что их интересы лежат за пределами школы, и именно там они получают возможность самореализации. И воспитатели, которые в своих действиях не выходят за школьный порог, оказываются бессильными что-либо изменить.

Ставка некоторых социальных педагогов лишь на различные формы просветительной деятельности, такие, как беседы о вреде курения и употребления алкоголя и наркотиков, об ответственности за правонарушения, приносит кое-какие положительное результаты, но не является панацеей, позволяющей добиться успеха. Факты свидетельствуют, что основные просчеты и ошибки в работе с детьми «группы риска» состоят в том, что педагоги, как правило, используют репрессивные, подавляющие формы и методы, не учитывают специфику мировоззрения и психологии этих подростков. Такие методы в большинстве случаев не достигают эффекта даже в работе с благополучными школьниками, а уж на детей, имеющих склонность к асоциальному поведению, и вовсе не действуют. Социализация таких детей предполагает иные принципы и подходы. Надо учитывать, что социальный педагог всегда имеет дело с конкретным случаем, с отдельной личностью и должен учитывать все особенности ее становления и социального окружения. Основной способ его деятельности - поддержка позитивных устремлений, помощь в самореализации, физическом и духовном развитии. Он призван стать для ребенка, имеющего неблагоприятный социальный фон, защитником его интересов; создавать условия для изменения общественного мнения в позитивную сторону, проявляя уважение к личности, терпение и веру. Свою деятельность он строит на совместном с подростком поиске путей и способов самореализации в организованном культурном пространстве, показывая все его преимущества перед стихийными группами. Будучи координатором воспитательной деятельности как внутри школы, так и за ее пределами, он поддерживает у родителей, учителей, классных руководителей, администрации школы гуманистический подход. В его задачу входит изменение отношения взрослых к процессу социального взросления детей, к осознанию ими того факта, что только контролирующая функция, которую они выбирают как основную, не убережет подрастающее поколение от различных негативных влияний. Надо помочь ребенку сформировать определенную систему ценностей, научить взаимодействовать с различными людьми, а для этого никогда, особенно в трудном отроческом возрасте, не терять душевного контакта с ним, создавая условия для развития положительного социально-активного начала. Родители и учителя - союзники социального педагога, им необходимо совместно вырабатывать стратегии педагогической и социальной поддержки.

Показатели социального развития и действия педагога

Первооснова деятельности социального педагога - изучение ситуации развития детей, нуждающихся в педагогической поддержке. Первое, что ему необходимо сделать, начиная свою работу, - это получить от администрации, учителей, классных руководителей, психолога наиболее полную информацию об уровне социального развития детей и подростков. На этом этапе важно выявить учащихся, которые являются систематическими нарушителями установленных в школе норм и правил (частый пропуск уроков, вызывающее поведение во время уроков и на переменах, курение в недозволенных местах, сквернословие и др.). Следующую группу составляют ученики, нарушающие нравственно- правовые нормы жизнедеятельности школы (оскорбление одноклассников, малышей, учителей, использование физической силы при выяснении отношений, воровство, принуждение, порча мебели). Возможно, выявится и группа учащихся, которые уже совершали правонарушения, имеют приводы в милицию и состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Социальный педагог составляет картотеку, в которой фиксирует внешние, основанные на отзывах педагогов и психолога проявления тех или иных поступков, социальный состав семьи, сведения о контактах за пределами школы.

Следующий очень важный этап - непосредственное общение с подростками. Задача этого - установление контакта с каждым из них. Очень важно найти время и место проведения первого знакомства, суметь вызвать подростка на разговор, не связанный с отрицательным поведением его в школе или за ее пределами. Предмет разговора может быть самым простым: какую любит погоду, фильмы, музыку, какие ребята или взрослые нравятся, что делал(а) в ближайшее воскресенье, нравятся ли девчонки и пр. Все зависит от собеседника и от сложившейся ситуации. Желательно, чтобы у подростка появилось желание продолжить общение. Если этого не произойдет, не следует торопить события.

Далее социальный педагог собирает более полную информацию о том или ином ребенке, в первую очередь о тех, кто требует повышенного внимания, - детях, систематически не посещающих школу, живущих в неблагополучных семьях, причастных к употреблению алкоголя и наркотиков, состоящих в тех или иных неформальных группировках. Такая информация может быть получена из разных источников. Пообщавшись с родителями, можно узнать о характере отношений в семье, об увлечениях и интересах ребенка, о том, что тревожит взрослых в его отношении к учебе, друзьям, к проведению свободного времени. В ходе такой беседы можно сделать вывод о том, насколько волнует родителей судьба ребенка и готовы ли они участвовать в изменении ситуации. Нередко неблагополучные семьи перекладывают всю меру ответственности за судьбу своего ребенка на школу и государство, и надо постараться настроить их на совместную работу. Желательно выяснить, с кем из сверстников или других возрастных групп чаще всего поддерживает контакты подросток, где он проводит свое свободное время. Эти сведения можно получить во дворе, в ЖЭКе, у работников милиции, соседей. Более полную информацию о ребенке и причинах его асоциального поведения можно получить, выяснив, как относятся к нему одноклассники и особенно классный руководитель. С этой целью можно воспользоваться предложенной С. А. Беличевой методикой определения стиля классного руководства. Предлагаемый ею метод экспертного оценивания включает следующие показатели:
1. Отношение к органам классного самоуправления: развивает, опирается на органы самоуправления; игнорирует, не придает им значения; подавляет органы самоуправления, подбирает их самолично, без учета мнения коллектива класса.
2. Предпочтительные меры коррекции поведения и стимулирования учащихся: предпочитает поощрение наказанию, не забывает похвалить ученика за успех; проявляет нейтральное отношение к успехам и проступкам учащихся; предпочитает меры наказания мерам поощрения; при малейшей оплошности ребенка следует разнос, вызов родителей и т. д.
3. Решение конфликтных ситуаций в классе: при возникновении конфликта пытается объективно разобраться в его причинах, способен признать свою ошибку; уходит от решения конфликтной ситуации, не замечает ее; в конфликте занимает наступательную позицию, подавляет.
4. Жесткость в требованиях: требователен в меру, способен войти в обстоятельства, не позволившие учащемуся выполнить должным образом требование учителя; в отношениях с учащимися проявляет попустительство, не доводит до конца своих требований; в требованиях непреклонен, не прощает учащимся малейшего отклонения от своих требований, не признает смягчающих вину обстоятельств.
5. Дистантность в общении: находится с учащимися в тесном контакте, пользуется доверием ребят, способен говорить с ними доверительно; не придает значения взаимоотношениям с учащимися, мало общается вне урока; подчеркнуто держит дистанцию, общается с ребятами в официальном тоне, в русле сугубо деловых разговоров.

В ходе такого исследования выделяется три группы учителей - императивного, сотрудничающего и попустительского стиля, - и появляется возможность судить об особенностях психологического климата в классе. А такие данные дополняют картину отношений, складывающихся у подростка в школьной среде.

Выбор стратегии

Полученная информация дает социальному педагогу материал для выстраивания первоначальной стратегии работы с тем или иным ребенком. Она зависит от того, какие из проблем (внутришкольные или внешкольные) на данный момент вызывают повышенную тревогу у педагогов, родителей и общественности. Если мы имеем дело с педагогической запущенностью и большинство проблем носит внутришкольный характер, касается отношения к учебе, к педагогам, нормам коллективной жизнедеятельности, то необходимо привлечь к совместной работе педагогов школы, психолога и родителей, с тем чтобы создать в самой школьной жизни благоприятные условия для успешной самореализации подростка, поднять его статус как ученика и члена детского коллектива.

В случае так называемой социальной запущенности основные проблемы ребенка связаны с внешними негативными влияниями. И работа социального педагога в большей степени направлена на изучение особенностей этих влияний, поиск путей их нейтрализации. С помощью работников учреждений правопорядка, здравоохранения, муниципальных служб обеспечивается сопровождение таких подростков, привлечение их к социально значимой деятельности, к участию в организованных формах проведения досуга, каникулярного времени.

Приведем несколько стратегий, предложенных социальными педагогами Южного округа Москвы. Основой для определения приоритетов их работы каждый раз становилось изучение социальной ситуации того или иного ребенка, особенностей индивидуальных проявлений в школе и вне ее, получение информации от людей, взаимодействующих с ним.

Первая стратегия строится в большей степени на взаимодействии социального педагога с самим ребенком. Она имеет место в том случае, когда окружающая подростка среда довольно благополучна (полная и вполне материально обеспеченная семья, нормальные условия проживания, родители интересуются школьными успехами ребенка, в школе созданы хорошие условия обучения), но подросток по тем или иным причинам начинает проявлять склонность к нарушению социокультурных норм, попадает под дурное влияние. В подобных случаях социальный педагог ориентируется на возможности личностного самодвижения ученика, стремится развить у него субъектную позицию. Проявляет повышенное внимание к достижениям и успехам учащегося, помогает ему самореализоваться и повысить свой статус в детском коллективе.

Вторая стратегия предполагает работу с педагогическим и взрослым социальным окружением подростка. Данная стратегия выбирается в тех случаях, когда вокруг ребенка сформировалось довольно устойчивое негативное общественное мнение, которое еще более усугубляет сложившуюся ситуацию. Основная задача социального педагога состоит в переориентации взрослых, в объединении усилий по поддержке ребенка, в создании благоприятных условий для его самореализации. Одновременно социальный педагог совместно с психологом работает с самим подростком, помогая ему осознать свои проблемы и сформировать стремление быть принятым своими одноклассниками и педагогами. А изменение отношения окружающих способствует развитию позитивных тенденций в самой личности.

Третья стратегия необходима в тех случаях, когда подросток оказывается в изоляции в своем классе, подвергается постоянным насмешкам и нападкам со стороны одноклассников. В этом случае социальный педагог совместно с классным руководителем проводит работу по оздоровлению отношений в детском коллективе.

Доктор педагогических наук А.В. Мудрик обращает особое внимание на работу с детьми, являющимися жертвами неблагоприятных условий социализации. Это - инвалиды, дети с психосоматическими дефектами и отклонениями. По мнению ученого, одни признаки и обстоятельства имеют постоянный характер (сиротство, инвалидность), другие проявляются на определенном возрастном этапе (алкоголизм, наркомания). Какие-то неустранимы, другие могут быть предотвращены. В первом случае задача социального педагога состоит в том, чтобы помочь детям выработать более оптимистический взгляд на жизнь, найти возможности для самореализации в сложившихся условиях. Работа со второй группой детей и подростков чрезвычайно сложна, так как педагог имеет дело с детьми, страдающими зависимостью. В этом случае необходимо объединение усилий со специальными учреждениями. Задача социального педагога состоит в том, чтобы побудить подростка обратиться за помощью к специалистам, а также помочь ему включиться в нормальную систему жизнедеятельности (помощь в трудоустройстве или выборе образовательного учреждения, скажем, поступить в вечернюю школу или на подготовительные курсы). Основное содержание данной стратегической линии - изменить отношение человека к сложившейся ситуации, помочь ему освободиться от сознания своей обреченности и изолированности.

И, наконец, четвертая стратегическая линия направлена на нахождение способов взаимодействия с детьми в неорганизованных (неформальных) структурах. Это, пожалуй, наиболее сложная и недостаточно изученная область педагогической деятельности. Как правило, неформальные группировки чрезвычайно закрыты для взрослых, особенно педагогов. Поэтому здесь возможно только косвенное влияние. Стратегия строится на проявлении взрослым искреннего, неподдельного интереса к тому, чем живет и дышит, на каких принципах строится общение в той или иной группировке, что ценного видит подросток, участвуя в таких объединениях. Отсутствие со стороны взрослого осуждения, критики делает подростков более открытыми в общении. Социальный педагог, сумевший найти контакт с такими ребятами, может в дальнейшем использовать наиболее сильные, положительные стороны деятельности подростков и постепенно привлечь их к участию в организованных действиях.

* * *

Выделенные направления, безусловно, не исчерпывают всех возможных вариантов деятельности социального педагога. Ее содержание каждый раз зависит от конкретной ситуации и индивидуальности подростка.

Литература
Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1994.
Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Ч. 1, 2. Пенза, 1994.
Тарифно-квалификационные характеристики работников образования. Приложение № 2 к письму Министерства образования РФ от 1 августа 1996 г. № 33М.
Постановление Министерства труда РФ от 5 июня 1996 г. № 32, приложение 2.
Приказ Министерства образования РФ и Госкомвуза РФ от 31 августа 1995 г. № 463/1268.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Наталья Михайловна Римашевская, Елена Борисовна Бреева
Социологические исследования. 1996.  № 11. С. 42-46. 
[Статья]
Альфонсас Альгимантис Митрикас
Социологические исследования. 2004.  № 5. С. 65-73. 
[Статья]
Александр Евгеньевич Рябов
Директор школы. 2002.  № 6. С. 48-58. 
[Статья]
Т.П. Долгова, Елена Валерьевна Симонова
Социологические исследования. 2000.  № 4. С. 137-139. 
[Статья]
Д.В. Ушаков
Социологические исследования. 2009.  № 3. С. 101-108. 
[Статья]
Ирина Наумовна Тартаковская
[Книга]