Эксоцман
на главную поиск contacts

Технический университет Новосибирска в свете Болонского процесса

Опубликовано на портале: 14-04-2004
Университетское управление. 2003.  № 4(27). С. 46-49. 
1988 г. ректоры сотен Европейских университетов, осознавая настоятельную необходимость крупномасштабных реформ в Европейской системе высшего образования, приняли документ - Magna Charta Universitatum (MChU), в котором они провозгласили основные принципы функционирования университетов и обратились к правительствам европейских стран с просьбой реформировать законодательство стран и нормативную базу с тем, чтобы в конечном счете мы могли говорить об едином образовательном пространстве, т. е. об Общеевропейском Университете. 18 сентября 2002 г. в г. Болонья (Италия) состоялась церемония подписания ректором нашего технического университета (от имени университета) Magna Charta Universitatum. Подписав этот документ, университет возложил на себя моральные обязанности содействовать этому процессу, и в данной статье мы попытаемся отразить степень соответствия нашего университета принципам Болонского процесса.

Введение

1988 г. ректоры сотен Европейских университетов, осознавая настоятельную необходимость крупномасштабных реформ в Европейской системе высшего образования, приняли документ - Magna Charta Universitatum (MChU), в котором они провозгласили основные принципы функционирования университетов и обратились к правительствам европейских стран с просьбой реформировать законодательство стран и нормативную базу с тем, чтобы в конечном счете мы могли говорить об едином образовательном пространстве, т. е. об Общеевропейском Университете. 18 сентября 2002 г. в г. Болонья (Италия) состоялась церемония подписания ректором нашего технического университета (от имени университета) Magna Charta Universitatum. Подписав этот документ, университет возложил на себя моральные обязанности содействовать этому процессу, и в данной статье мы попытаемся отразить степень соответствия нашего университета принципам Болонского процесса.

1. Болонский процесс

В течение почти десяти лет в Министерствах образования Европейских стран обсуждалась возможность реализации отдельных принципов MChU. Стало очевидно, что трудностей в унификации национально-образовательных систем очень много. И в то же время эти реформы надо осуществлять. В 1998 г. в том же городе Болонья министры 29 стран приняли Болонскую декларацию, в которой уже был намечен формат преобразований. С этого времени регулярно развивается процесс конкретных преобразований. Далее мы обсудим все 4 принципа MChU.

I. Университет - центр науки, образования и культуры

Именно это утверждение и декларируется первым принципом MChU:

"Университет как автономный институт является сердцем общества. Он проводит, оценивает и передает человеческой культуре это наследие с помощью научных исследований и обучения."

Строго говоря, все Российские университеты формально соответствуют этому принципу. Однако мы хорошо понимаем, что история становления и развития Российских университетов такова, что предстоит много сделать и воспитать новое поколение преподавателей, администраторов и студентов, чтобы фактически соответствовать этому принципу. Устав нашего университета полностью соответствует этому принципу.

II. Неразделимость учебного процесса и научных исследований

К огромному сожалению, российское законодательство фактически закрепило разделение процесса образования и научных исследований. В России мы имеем два закона: "Закон об образовании" и "Закон о науке". Поэтому университеты России не являются субъектами научной деятельности. Для университетов, в том числе и для нашего, это является проблемой, не разрешимой в рамках одного университета.

Необходимо как можно быстрее в "Законе о науке" возвратить университетам статус научной организации и законодательно решить вопрос о слиянии институтов Российской академии наук (РАН) с университетами России, поскольку у тех и у других один вид деятельности. Исследование и обучение насыщает человечество знаниями, просвещает его. Отрыв ученых РАН от студенческой среды обедняет и тех и других, неэффективно используя и без того скудные средства, выделяемые государством на научные исследования.

В рамках нашего университета мы всемерно развиваем совместную научно-исследовательскую деятельность с институтами СОРАН.

Свыше 100 докторов наук Сибирского отделения работают преподавателями нашего университета, функционируют десятки совместных лабораторий и филиалов кафедр. Отдельные образовательные программы полностью базируются в институтах академии наук. И все-таки мы считаем, что это не решает полностью проблем единства учебного процесса и науки.

III. Свобода исследований и образования

Этот принцип является краеугольным камнем в процессе децентрализации управления университетом в научной, учебной и хозяйственной деятельности. Каждый ученый и преподаватель свободен в выборе научных исследований, которые он заявляет на кафедре в своей работе. Главная обязанность руководства - создать условия для этой деятельности. С другой стороны, университет вправе стараться получить от каждого научного сотрудника научные результаты в виде статей, учебников, монографий, хозяйственных договоров, бюджетных или зарубежных грантов. Руководство университета стремится выработать экономические и моральные стимулы для развития этого процесса. Многолетний опыт показывает, что методы жесткого администрирования в научной деятельности еще никогда не давали устойчивого и длительного положительного результата.

Каждый преподаватель университета имеет право на свободу в выборе методов, технологий преподавания с целью достижения главного результата - повышения качества преподавания. При всем многообразии критериев, характеризующих качество образования, одним из основных является удовлетворенность потребителя - студента, выпускника университета. Этому в полной мере отвечает созданная в университете и активно применяемая система оценки качества преподавания студентами. Анкетирование студентов позволяет университету решать две задачи:

a) помочь преподавателям увидеть свои недочеты и исправить их в системе повышения квалификации;

b) административными методами избавиться от непригодных преподавателей.

Создаваемая в университете система менеджмента качества позволит упорядочить все виды деятельности университета, вовлечь в процесс управления значительное число сотрудников, уменьшить риск спадов, связанных с уходом отдельных руководителей направлений деятельности, ускорит обучаемость привлекаемых к руководству молодых кадров.

IV. Университет постоянно заботится о преумножении знаний, стремится убрать географические и политические барьеры, мешающие взаимопроникновению различных культур

На гербе НГТУ написано "Docendo discimus". Обучая других, мы обучаемся сами. Чтобы учить других, необходимо создавать условия для добывания знаний (проведение научных исследований, написание статей, монографий), необходимо учиться эффективно доносить эти знания до студентов (разработка учебных материалов, использование новых информационных технологий), уметь правильно проектировать программу курса и сам курс. Все это преподаватели могут получить в стенах университета. Однако важным элементом в системе преумножения знаний является возможность преподавателей проходить стажировку в ведущих Европейских университетах. Этой возможностью за последние 3 года воспользовались более 300 преподавателей университета.

На сегодняшний день в вузах России (а в нашем тем более) убраны все политические, а благодаря Интернету, и географические барьеры, мешающие взаимопроникновению культур.

2. Развитие Болонского процесса

Magna Charta Universitatum стала подлинным credo европейских университетов, которому присягают все академические сообщества континента. Но для ее реального внедрения в повседневную жизнь университетов необходимо было принять ряд законов, положений и других законодательных актов. Вот почему в 1988 году министры образования 29 стран достигли договоренности о согласованных действиях в реформировании высшего образования. Этому способствовал процесс экономической интеграции европейских государств, расширение Евросоюза.

Министры договорились об(о):

  • использовании системы сопоставимых степеней с выдачей приложений к дипломам;
  • введении системы двухэтапного высшего образования: бакалавриата и магистратуры;
  • принятии системы кредитов (зачетных единиц), аналогичных ECTS - как средства повышения мобильности студентов;
  • стимулировании мобильности студентов и преподавателей;
  • развитии сотрудничества в области качества образования, разработке сопоставимых методов измерения качества образования.

Технический университет Новосибирска с самого начала своего существования в качестве университета (1993 г. ) перешел на систему двухступенчатой подготовки. Это потребовало серьезной ломки сознания преподавателей выпускающих кафедр, внесения изменений в рабочие программы, учебные планы, в методическое обеспечение и техническое оснащение. Были разработаны многие документы, положения, в т. ч. Положение о Советах по защите магистерских диссертаций, Положение об отборе в магистратуру, создана возможность магистрантам использовать годы обучения в магистратуре для сдачи кандидатских экзаменов, подготовки материалов для кандидатской диссертации. Опыт десяти лет показал эффективность такой системы подготовки, позволил увеличить прием в аспирантуру, способствовал притоку молодых преподавателей в университет.

В университете проводится работа по внедрению системы кредитов (зачетных единиц). Мы считаем, что это очень важный фактор, способствующий взаимному признанию дипломов. Однако мы против формального (линейного) пересчета трудоемкости в часах в кредиты. Такой процесс никому и ничего не дает. Необходимо наряду с введением системы кредитов проводить всю перестройку учебного процесса, особо уделяя внимание самостоятельной работе студентов, промежуточной и итоговой аттестации. Необходимо на уровне министерства, УМО провести разработку ГОС ВПО с использованием кредитов, провести резкое сокращение числа специальностей, согласовать с учебными планами европейских университетов названия основных дисциплин, провести серьезное укрупнение преподаваемых курсов и т. д.

На наш взгляд, введение системы кредитов может стать основой для серьезной структурной реорганизации учебного процесса, который в России громоздок, перегружен излишними предметами, архаичен по методике преподавания.

Кроме того, это позволит повысить мобильность студентов и преподавателей. В университете имеется опыт совместной подготовки специалистов с Харбинским техническим университетом Китая, когда половина согласованного учебного плана проходит в стенах нашего университета, а половина - в Китае. Взаимное признание качества преподавания позволило выдавать выпускнику два диплома - НГТУ и ХТУ. В настоящее время готовится аналогичный проект с университетами Израиля.

Важным фактором взаимного признания дипломов, степеней, званий является создание системы менеджмента качества образования, эффективных методов измерения качества программ, научных исследований и т. д.

В университете эффективно работает кафедра "Оценки качества образования", ведется работа по внедрению системы менеджмента качества и уже в 2004-2005 учебном году мы будем иметь не только сертификат качества Госстандарта России, но и сертификаты общепризнанных европейских агентств по сертификации качества образования.

Выводы

1. Технический университет не только подписал MChU, но и полностью взял на себя обязательства следовать принципам этой хартии в своей повседневной деятельности.

2. Университет всецело стремится создавать условия для вхождения в Общеевропейское образовательное пространство.

3. НГТУ призывает университеты России поддержать основные принципы MChU, а Министерство образования РФ стать участником (подписантом) известной Болонской декларации 1998 г.

4. Мы считаем, что только в этом случае от разговоров об исключительной ценности Российского высшего образования мы перейдем к его реальной модернизации, с целью повышения конкурентоспособности на международных рынках образовательных услуг.


Востриков А. С. Технический университет Новосибирска в свете Болонского процесса / А. С. Востриков, Ю. А. Афанасьев // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - N 4(27).


BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Владимир Иванович Лобанов
Университетское управление. 2000.  № 3(14). С. 10-15. 
[Статья]
Анна Валентиновна Борисенкова
Вестник международных организаций. 2006.  № 2. С. 25-34. 
[Статья]
Сергей Анатольевич Беляков
[Книга]
А.С. Царев
Университетское управление. 2007.  № 3. С. 33-38. 
[Статья]
Ф.Н. Снаговская
Экономические науки. 2011.  № 6. С. 23-30. 
[Статья]
Галина Александровна Краюшкина, Дмитрий Юрьевич Райчук
Университетское управление. 2004.  № 5-6(33). С. 92-95. 
[Статья]