Эксоцман
на главную поиск contacts

Классовая структура: проблема методологии анализа

Опубликовано на портале: 21-07-2003
Класс - это одно из ключевых понятий социологии на протяжении всей ее истории. Но его использование началось гораздо раньше еще в Древнем Риме. В Новое время оно получило распространение в обществоведении. Долгая жизнь этого понятия привела не к его прояснению, а к основательной путанице. В результате сейчас уже некорректно использовать понятие класса без разъяснения смысла, в котором оно используется в конкретной работе. Содержание понятия класса трансформируется при его переходе из одной концепции в другую. Ситуация в современной социологии весьма противоречива. С одной стороны, западное общество у основной массы социологов не вызывает особых сомнений относительно своего классового характера, а российское общество движется в сторону формирования классовой структуры, в общих контурах напоминающей западную. С другой стороны, теория классовой структуры давно находится в глубоком кризисе, поскольку далека от того, чтобы дать сколько-нибудь внятную картину этой стороны жизни современных обществ. Кризис проявляется в том, что классических концепций уже явно недостаточно для анализа классовой структуры. Главными социальными сдвигами, сделавшими наследие К. Маркса и М. Вебера недостаточным, стали, во-первых, переход западных обществ еще в начале ХХ века в эпоху корпоративного капитализма и движение современной России также в этом направлении; во-вторых, появление массового нового среднего класса. Эти феномены плохо укладываются в рамки классических теорий. Разочарование в классовом анализе является естественной реакцией на это противоречие, возникшее между предметом и имеющимся научным инструментарием. Особенно сильно разочарование в России. Новая усложненная социальная реальность отражается в зеркале российского обществоведения, выросшего из решительного отказа от вульгаризированной версии марксистской теории, которая у многих вызывает аллергию. В последние десятилетия было сделано несколько крупномасштабных попыток модернизации классических концепций как марксовой, так и веберовской. Среди них особенно заметны концепции Р. Дарендорфа, Д. Голдторпа и Э. Райта. Однако ни одна из этих попыток, как мне представляется, не оказалась удачной. Их авторы шли по пути отхода от понимания классов как социально-экономических общностей, смещая интерес в сторону иных структур. В постсоветсткой России в эмпирических исследованиях классовой структуры явно делается переход к изучению слоев, называемых классами.

Ссылки
http://socnet.narod.ru/Rubez/15/content.htm
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Владимир Хононович Беленький
Социологические исследования. 2008.  № 12. С. 72-79. 
[Статья]
Альберт Иванович Кравченко
Социологические исследования. 1990.  № 12. С. 23-36. 
[Статья]
Ольга Николаевна Борох
Общественные науки и современность. 2019.  № 2. С. 91-103. 
[Статья]
Валерий Алексеевич Глазырин
Журнал социологии и социальной антропологии. 2005.  Т. VIII. № 3. С. 59-70. 
[Статья]
Дмитрий Александрович Давыдов
Общественные науки и современность. 2019.  № 6. С. 174-186. 
[Статья]
[Интернет-ресурс]
Томаш Зарицкий
Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2006.  № 2 (82). С. 47-61. 
[Статья]