Эксоцман
на главную поиск contacts

Классовая структура: проблема методологии анализа

Опубликовано на портале: 21-07-2003
Класс - это одно из ключевых понятий социологии на протяжении всей ее истории. Но его использование началось гораздо раньше еще в Древнем Риме. В Новое время оно получило распространение в обществоведении. Долгая жизнь этого понятия привела не к его прояснению, а к основательной путанице. В результате сейчас уже некорректно использовать понятие класса без разъяснения смысла, в котором оно используется в конкретной работе. Содержание понятия класса трансформируется при его переходе из одной концепции в другую. Ситуация в современной социологии весьма противоречива. С одной стороны, западное общество у основной массы социологов не вызывает особых сомнений относительно своего классового характера, а российское общество движется в сторону формирования классовой структуры, в общих контурах напоминающей западную. С другой стороны, теория классовой структуры давно находится в глубоком кризисе, поскольку далека от того, чтобы дать сколько-нибудь внятную картину этой стороны жизни современных обществ. Кризис проявляется в том, что классических концепций уже явно недостаточно для анализа классовой структуры. Главными социальными сдвигами, сделавшими наследие К. Маркса и М. Вебера недостаточным, стали, во-первых, переход западных обществ еще в начале ХХ века в эпоху корпоративного капитализма и движение современной России также в этом направлении; во-вторых, появление массового нового среднего класса. Эти феномены плохо укладываются в рамки классических теорий. Разочарование в классовом анализе является естественной реакцией на это противоречие, возникшее между предметом и имеющимся научным инструментарием. Особенно сильно разочарование в России. Новая усложненная социальная реальность отражается в зеркале российского обществоведения, выросшего из решительного отказа от вульгаризированной версии марксистской теории, которая у многих вызывает аллергию. В последние десятилетия было сделано несколько крупномасштабных попыток модернизации классических концепций как марксовой, так и веберовской. Среди них особенно заметны концепции Р. Дарендорфа, Д. Голдторпа и Э. Райта. Однако ни одна из этих попыток, как мне представляется, не оказалась удачной. Их авторы шли по пути отхода от понимания классов как социально-экономических общностей, смещая интерес в сторону иных структур. В постсоветсткой России в эмпирических исследованиях классовой структуры явно делается переход к изучению слоев, называемых классами.

Ссылки
http://socnet.narod.ru/Rubez/15/content.htm
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Михаил Николаевич Руткевич
Социологические исследования. 1999.  № 11. С. 18-27. 
[Статья]
Ingar Mehus
International Review for the Sociology of Sport. 2005.  Vol. 40. No. 3. P. 321-333. 
[Статья]
Р.Р. Яфясов
Экономические науки. 2011.  № 1. С. 27-31. 
[Статья]
В.А. Лепехин
Общественные науки и современность. 1998.  № 4. С. 30-40. 
[Статья]
Татьяна Захаровна Козлова
Социологические исследования. 1997.  № 5. С. 116-119. 
[Статья]
Александр Владимирович Бузгалин, А. Калганов
Общественные науки и современность. 1991.  № 3. С. 28-30. 
[Статья]