Эксоцман
на главную поиск contacts

Реализация принципов болонской декларации в Новгородском государственном университете

Опубликовано на портале: 14-04-2004
Университетское управление. 2003.  № 5-6(28). С. 20-23. 
В статье рассматривается проблема качества высшего образования. Качество образования не исчерпывается только собственными целями и ценностями деятельности высших учебных заведений, хотя они и рассматриваются в роли его интеллектуальной и теоретической первоосновы - само понятие качества высшего образования и практические меры по его обеспечению и улучшению подразумевают развитие вузов в сторону все более полного соответствия их деятельности потребностям общества и личности: социальным, экономическим, культурным. Поэтому мерилом качественного уровня деятельности Новгородского государственного университета высшее руководство считает увеличение вклада вуза в развитие общества, в его человеческий потенциал, что в полной мере отвечает содержанию Болонского процесса.

Болонская Декларация - документ европейского значения [1, 2]. Она исходит из тех объективных условий, которыми отличается современная Европа, а именно:

  • процесс европейской интеграции стал реальностью, а перспектива расширения Евросоюза (ЕС) придает ему новые горизонты;
  • это в свою очередь выдвигает императив укрепления и развития интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы;
  • высшее образование призвано стать адекватным вызовам нового тысячелетия [3] и содействовать воспитанию у студентов и всех граждан чувства причастности к совместным ценностям и общему социально-культурному партнерству;
  • на высшей школе лежит ответственность за подготовку мобильной рабочей силы, расширение перспектив ее трудоустройства и развитие континента в целом.

Содержание Болонской Декларации предусматривает [1]:

  • использование системы ясных, прозрачных и сопоставимых степеней с выдачей приложений к дипломам (обеспечение трудоустройства выпускников и усиление конкурентоспособности системы высшего образования);
  • введение системы двухэтапного высшего образования: базового и постдипломного (градуального и постградуального), когда доступ ко второму этапу требует завершения первого. Степень, получаемая после окончания первого этапа, признается на европейском рынке труда как достаточный уровень квалификации;
  • принятие системы кредитов [13], аналогичной ECTS (European Community Course Credit Transfer System), как средства повышения мобильности студентов. Кредиты могут действовать на всех уровнях высшего образования, включая непрерывное образование, при условии их признания принимающими учебными заведениями;
  • стимулирование мобильности и создание условий для свободного перемещения студентов, преподавателей, менеджеров образования, исследователей;
  • развитие европейского сотрудничества в области обеспечения (контроля) качества с целью выработки сопоставимых критериев и методологий;
  • усиление европейского измерения высшего образования, прежде всего в таких областях, как проектирование образовательных программ, научные исследования и т. д.

Цель Болонского процесса - создание к 2010 году европейского образовательного пространства с тем, чтобы увеличить способность выпускников к трудоустройству, повысить мобильность граждан и нарастить конкурентоспособность европейской высшей школы. Принятая Правительством РФ Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [9], содержит значительные "поля сходимости" с Болонским процессом. Это относится и к анализу мировых тенденций, и к предложенной модели специалиста, и к созданию независимой системы аттестации и обеспечения (контроля) качества образования, и к усилению ориентации на рынки труда, и к возвращению государства в образование, и к формированию новых экономических отношений в образовательной сфере и т. д.

Сегодня общество ожидает самоопределения высшей школы России в своем принципиальном отношении к Болонскому процессу. Предстоит пройти немалый путь к включению в этот процесс и Новгородскому государственному университету (НовГУ), который развивается как региональный университетский комплекс [10, 11] и имеет определенные результаты в этом направлении [4].

Многоуровневое образование. Образовательная деятельность Новгородского университета в сфере высшего образования (лицензия МО РФ 24Г-1940 от 28. 05. 2002) отражает требования Болонской Декларации и имеет следующую структуру:

  • направлений подготовки бакалавров - 10;
  • направлений подготовки магистров - 5;
  • подготовка по специальностям - 65;
  • направлений подготовки дипломированных специалистов - 17.
  • В Концепции модернизации российского образования определена необходимость структурной и институциональной перестройки профессионального образования, отработки различных моделей интеграции начального и среднего, среднего и высшего профессионального образования, обеспечения преемственности различных уровней профессионального образования. В НовГУ реализация основных профессиональных программ среднего профессионального образования (СПО) стала возможной с момента создания в структуре вуза Многопрофильного колледжа и сегодня осуществляется в системе непрерывного многоуровневого профессионального образования НовГУ на основе преемственности содержания СПО с общим средним образованием, а также с начальным и высшим профессиональным образованием [6].

Дополнительное образование. В НовГУ в соответствии с приказом МО РФ N 180 от 24.01.2002 [12] осуществляется подготовка магистров для получения дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы". Эта подготовка нацелена на решение комплекса задач, которые обозначены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года [9] и имеет свою особенность, которая состоит в формировании квалитативной культуры выпускника магистратуры [8].

Вариативность образования. Сегодня в НовГУ определены научно-методические основы построения вариативных образовательных траекторий в рамках многоуровневой системы высшего образования [15], что необходимо для принятия системы кредитов [13], аналогичной ECTS, в соответствии с рекомендациями МО РФ [14]. Эта система евро-кредитов успешно используется в российско-норвежской программе NORMAN (NORwegian MANagement), которая позволяет студентам НовГУ получить второе высшее образование в области международного менеджмента. Студенты НовГУ, прошедшие конкурсный отбор, официально зачисляются в Университетский Колледж Телемарк. Обучение осуществляется на принципах Болонской Декларации (учебные планы, учебные материалы, оценки, экзаменационные требования имеют общеевропейский стандарт), Успешно прошедшие полный курс обучения (получившие 180 евро-кредитов) и успешно защитившие дипломные проекты, получают диплом бакалавра общеевропейского образца, имеющий силу во всех странах, подписавших Болонскую Декларацию.

Непрерывное образование. Документы Европейских саммитов (European Council Presidency Conclusions) в Лиссабоне (23-24 марта 2000 года) и Санта-Мария да Фейра (19-20 июня 2000 года) заключают, что образовательные системы Европейского союза должны приспособиться к реалиям XXI века и "непрерывное образование должно стать главной политической программой гражданского общества, социального единства и занятости". Такой подход нашел отражение и в Концепции развития образования взрослых в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (СНГ), которая была принята на VIII Конференции министров образования государств - участников СНГ в Москве (13 мая 2003 года).

Сегодня в ЕС и СНГ осознают, что стратегия непрерывного образования должна базироваться на сотрудничестве властей и общественных организаций, так называемых "социальных партнеров", поскольку именно они ближе всего связаны с интересами и потребностями отдельных граждан и сообществ. Также должна усиливаться связь между учреждениями формального и неформального образования, на базе создания единой образовательной сети. Этот процесс активно развивается на пути создания системы открытых университетов, дистанционных курсов и т. д., а сами вузы все активнее открывают свои образовательные возможности для широких кругов общества. Об этом свидетельствуют результаты ежегодной акции ЮНЕСКО "Неделя образования взрослых", в проведении которой (в 2001, в 2002, в 2003 годах) активное участие принимает Новгородский государственный университет совместно с Санкт-Петербургской Ассоциацией международного сотрудничества и региональной общественной организацией "Дом Европы в Санкт-Петербурге".

Формируя политику в области непрерывного образования, европейские страны все более обращают внимание не только на его экономическую необходимость, вызванную особенностями меняющегося рынка труда, но и на его социально-культурную значимость. Образование становится ключевым фактором не только профессионального, но и личного успеха. Как сейчас образование играет главную роль при вхождении человека в профессиональную среду, так и в будущем оно будет решающим для его "включенности" в общество (social inclusion).

Сегодня НовГУ участвует в международном проекте ALLA (Adult Learning for Local Action), финансируемом Советом Министров Северных стран через Северную Народную Академию (NFA), который направлен на поддержку развития гражданского общества на местах (г. Великий Новгород и область) с помощью образования взрослых. Данный проект реализуется совместно с Северо-Западным Центром общественного развития в режиме социального партнерства.

Обучение в области качества. В соответствии с п. 1.4 Концепции модернизации российского образования, главная задача образовательной политики - обеспечение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В Политике качества, сформулированной в Концепции системы качества Новгородского государственного университета [7], особое внимание уделяется обучению персонала. Реализация образовательной политики НовГУ в области качества осуществляется по целому ряду направлений (см. таблицу), охватывая преподавателей, студентов и специалистов в области качества стратегических партнеров (предприятий, организаций) [5].

Таблица

Политика качества
  Направления деятельности
Обучение персонала
  • Подготовка магистров по направлениям с дополнительной квалификацией "Преподаватель высшей школы"
  • Международная программа HESP/OSI
  • Повышение квалификации преподавателей вуза по программе "Управление качеством образования"
  • Подготовка специалистов по специальности 340100 "Управление качеством"
  • Подготовка аудиторов систем менеджмента качества по программе "Внутренний аудит СМК" 01/003/026 Российского Морского Регистра Судоходства
  • Подготовка менеджеров систем качества по программе "Менеджмент качества в образовательных учреждениях" Европейского центра качества МО РФ
 

При этом учитывается, что качество высшего образования не исчерпывается только собственными целями и ценностями деятельности высших учебных заведений, хотя они и рассматриваются в роли его интеллектуальной и теоретической первоосновы - само понятие качества высшего образования и практические меры по его обеспечению и улучшению подразумевают развитие вузов в сторону все более полного соответствия их деятельности потребностям общества и личности: социальным, экономическим, культурным. Поэтому мерилом качественного уровня деятельности Новгородского государственного университета высшее руководство считает увеличение вклада вуза в развитие общества, в его человеческий потенциал, что в полной мере отвечает содержанию Болонского процесса.

Литература

1. Байденко В. И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. 126 с.

2. Байденко В. И. Болонский процесс и высшая школа России: время выбора // Высшее образование сегодня. 2003. N 1. С. 2-7.

3. Высшее образование в XXI веке. Подходы и практические меры. Всемирная конференция по высшему образованию (5-9 октября 1998 года). Париж, ЮНЕСКО, 1998.

4. Гавриков А. Л. В региональных вузах формируются современные подходы к образованию // БОСС: Бизнес, организация, стратегия, системы. 2002. N 7. С. 18-21.

5. Гавриков А. Л., Ильяшенко Н. Н., Исаев В. А., Поровский Г. С. Как учить менеджменту качества // Служебная лестница. 2003. N 2.

6. Гавриков А. Л., Тимофеев В. В., Старкова Л. Г. и др. Система непрерывного многоуровневого профессионального образования Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого / Под ред. А. Л. Гаврикова, В. В. Тимофеева. Великий Новгород: НовГУ, 2003. 50 с.

7. Гавриков А. Л., Гудилов С. А., Поровский Г. С., Исаев В. А., Селезнев Б. И., Андреев С. С. О концепции системы качества НовГУ // Квалиметрия человека и образования: Методология и практика: Материалы IX симпоз. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.

8. Исаев В. А., Поровский Г. С. Модель организации профессиональной подготовки выпускника магистратуры для получения дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы" // Магистратура в вузах России: Материалы Всерос. конф. Воронеж: ВГУ, 2000.

9. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 1756-р.

10. Постановление Правительства РФ N 676 от 17 сентября 2001 года "Об университетских комплексах".

11. Рекомендации по созданию университетских комплексов: Письмо Минобразования России от 09.11.2001 N 17-55-99ин/17-11 // Официальные документы в образовании. 2001. N 35. С. 57-62.

12. О введении в действие государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки для получения дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы": Приказ Минобразования России от 24.01.2002 N 180 // Бюллетень МО РФ. 2002. N 3. С. 19-20.

13. Гребнев Л. С. и др. Использование зачетных единиц в высшем образовании // Высшее образование сегодня. 2002. N 9. С. 14-17.

14. Методика расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах: Утв. Письмом Минобразования России от 28.11.2002 N 14-52-988ин/13 // Официальные документы в образовании. 2003. N 1. С. 81-82.

15. Вариативность подходов в экспериментальном моделировании системы профессионального образования: Сборник научных статей. / Сост. и науч. ред. Т. А. Каплунович, Р. М. Шерайзиной. Вып. 1. Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2002. 256 с.


Реализация принципов болонской декларации в Новгородском государственном университете / А. Л. Гавриков, Н. Н. Ильяшенко, В. А. Исаев и др. // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - N 5-6(28). С. 20-23


BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Виталий Павлович Прокопьев, Сергей Алексеевич Рогожин
Университетское управление. 2003.  № 5-6(28). С. 63-75. 
[Статья]
Татьяна Васильевна Панфилова, Геннадий Константинович Ашин
Общественные науки и современность. 2006.  № 6. С. 88-93. 
[Статья]
Елена Юрьевна Игнатьева
Университетское управление. 2006.  № 6(46). С. 32-39. 
[Статья]
Donald Bruce Johnstone
Университетское управление. 2003.  № 5-6(28). С. 92-102. 
[Статья]
Александр Рудольфович Наумов, Василий Владимирович Чекмарев
Университетское управление. 2003.  № 2(25). С. 18-24. 
[Статья]
Надежда Шагабановна Никитина
Университетское управление. 2003.  № 2(25). С. 70-78. 
[Статья]
Университетское управление. 2007.  № 4. С. 55-71. 
[Статья]