Эксоцман
на главную поиск contacts

Культурные ресурсы и культурный капитал новых бедных

Опубликовано на портале: 13-12-2003
В статье предпринята попытка исследовать связку очевидно актуальных социальных вопросов России бедности бывших средних слоев, возможностей и ограничений в использовании их нематериальных ресурсов для возмещения потери и недостаточности ресурсов материальных. База исследования проведенные в 1997 году 26 интервью с женщинами, имевшими одного ребенка школьного возраста, в чьих семьях среднедушевой месячный доход был ниже прожиточного минимума. Исследуя жизненные стратегии в бедных семьях, автор отмечает редкость креативных стратегий и преобладание привыкания к бедности как к норме. Как деструктивные описаны стратегии, в основе которых отказ от наиболее ценного основания культурного капитала профессии. Ориентация лишь на уровень материальной обеспеченности не определяет успех. Рассматриваются также такие аспекты культурного капитала как система ценностей, преобразующаяся в семейный капитал через формирование в детях жизненных стратегий, направленных на приобретение хорошего образования. При этом в конкуренции нематериальных и материальных ресурсов побеждают последние, что определяет для выходцев из бедных культурных семей шанс учиться в непрестижных вузах нерыночным (невысокодоходным) специальностям, что в свою очередь способствует консервации семейной бедности. Представляют интерес ряд наблюдений автора о значимости взаимосвязей и взаимовлияний социальных и культурных ресурсов, в том числе различных наполнений последних в бедных интеллигентных семьях в перспективе преодоления бедности. В частности, характерен общий едва ли не для всех российских исследований маргинальных слоев вывод о том, что для того чтобы воспользоваться семейными культурными ресурсами и превратить их в капитал связей, нужно еще иметь волю к преодолению бедности.
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Владислав Леонидович Иноземцев
Социологические исследования. 2000.  № 8. С. 18-27. 
[Статья]
Анатолий Арсеенко
Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 4. P. 114-137. 
[Статья]
Людмила Тимофеевна Волчкова, Вера Николаевна Минина
Социологические исследования. 1999.  № 1. С. 49-56. 
[Статья]
Надежда Ивановна Сидорова
Социологические исследования. 2002.  № 10. С. 72-79. 
[Статья]
Зинаида Тихоновна Голенкова, Елена Давыдовна Игитханян
Социологические исследования. 2005.  № 2. С. 28-36. 
[Статья]