Эксоцман
на главную поиск contacts

Цели организаций: стереотипы и проблемы

Опубликовано на портале: 26-08-2003
Многие дисфункции и патологии организаций восходят к качеству их целей. Выделив несколько уровней целесообразности (теленомию, целенаправленность и целеустремленность), автор конструирует теоретическую модель организации, для которой характерна постановка целей-заданий (объективные требования рынка, планы и поручения, задаваемые организации более широкой организационной системой) и целей-ориентаций (общие и индивидуальные интересы работников, реализуемые через организацию) и целей системы (класс целей по обеспечению стабильности организации).

Три указанных типа целей организации не тождественны и могут даже противоречить друг другу. Выделение трехуровневой системы целеполагания в организации позволяет говорить о том, что процесс целеобразования идет не только сверху, но и снизу.

При формировании целей-заданий перед организацией встают две ключевые проблемы, связанные, во-первых, с сохранением цели, во-вторых, восприятием этого типа целей организацией. Выявление целей-ориентаций ставит проблему несовпадения двух пар целей: общественных и коллективных, коллективных и личных. Понимание же коллективных целей допускает выделение двух моделей коллектива: коллектива как тактической коалиции, и коллектива как многократного субъекта.

Организация является местом достижения разных целей. По мнению Пригожина, управление соединяет их в некоторое противоречивое единство. Стремление к устойчивости организации, т.е. доминирование целей системы, может привести к организационной стагнации. Механизмом разрешения этой ситуации является межцелевое напряжение, принимающее форму позиционного конфликта.

Источником возникновения такого рода конфликта целей является неразличение субъектами целей встроенных целей организации (например, прибыли) от основной цели бизнеса, которая трактуется как создание, расширение и развитие его клиентской базы. Автор полагает, что сама практика и деятельность консультантов, использующих в своей работе, к примеру, метод выгодного понятия (т.е. введение нового и необычного для руководителей термина) может способствовать искоренению старой управленческой культуры.

Модели долгосрочного и стратегического планирования не отвечают ныне требованиям времени. На смену им приходит парадигма стратегического управления, в которой успех фирмы связывается со способностью организации производить изменения внутри себя, признанием того, что рост не равен развитию, особым вниманием к интеллектуальным и организационным ресурсам и формулированием такого элемента организационной культуры как проактивность. Достижению этой стратегической цели должна благоприятствовать разработка специфической идеологии фирмы, учитывающей нормативную структуру, правила, установки и обыкновения, принятые в организации.
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Татьяна Николаевна Клемина
Российский журнал менеджмента. 2007.  Т. 5. № 4. С. 41-46. 
[Статья]
Виктор Меерович Полтерович
Экономика и математические методы. 2003.  Т. 29. № 2. С. 210-217. 
[Статья]
Борис Иванович Селезнев, Ирина Сергеевна Телина
Университетское управление. 2003.  № 5-6(28). С. 89-94. 
[Статья]