Анализ идеологии как стратегия исследования средств массовой коммуникации и популярной культуры в современном неомарксизме
Опубликовано на портале: 24-02-2004
Проблемы теоретической социологии.
2003.
№ 4.
Тематические разделы:
В статье на примере исследовательской практики британской школы “культуральных
исследований” (cultural studies) исследуются возможности применения (нео)марксистского
концепта идеологии в области изучения средств массовой коммуникации (СМК) и популярной
культуры. Автор рассматривает «культуральные исследования» 1970-1980-х
годов с точки зрения их вклада в развитие (нео)марксистской проблематики идеологии.
Указанная проблематика задавала рамку для конкретных исследований СМК и попкультуры,
отличающихся, в свою очередь, высоким уровнем теоретической рефлексии. Как показано в статье, наиболее ценные результаты в области изучения СМК и популярной
культуры были достигнуты за счет синтеза марксистского концепта идеологии, переосмысленного
Л.Альтюссером, идеи гегемонии А.Грамши и постструктуралистской семиотики и теории
дискурса. В статье проводится мысль о том, что отход более поздних «культуральных
исследований» от (нео)марксистской проблематики идеологии оставляет незавершенным
проект критического исследования сложных переплетений культурных практик и структур
классового доминирования в современном обществе.

сохранить
[44 КБ]
[44 КБ]
Ключевые слова
Альтюссер Грамши Антонио идеология культуральное исследование неомарксизм популярная культура средства массовой коммуникации Холл Стюарт
См. также:
Общественные науки и современность.
2018.
№ 6.
С. 87–97.
[Статья]
Общественные науки и современность.
1995.
№ 4.
С. 143-153.
[Статья]
Социологические исследования.
1997.
№ 11.
С. 25-31.
[Статья]
Общественные науки и современность.
2017.
№ 2.
С. 165–176.
[Статья]
[Учебная программа]