Эксоцман
на главную поиск contacts

Регионализация: политика и информационные технологии

английская версия

Опубликовано на портале: 06-12-2004
В статье выявляются связи между развитием электронных технологий и процессами регионализации в условиях глобализации. Авторы отмечают, что в большинстве развитых стран в последнее время усиливается автономия локальных территорий и возрастает роль регионов. Выделены три группы подходов к интерпретации данных явлений. В одних случаях интеграция и регионализация оцениваются как естественные в условиях глобализации тенденции развития, составляющие единое целое. В других – напротив, регионализация расценивается как новая феодализация: большие социальные образования распадаются на соперничающие друг с другом домены; усиливается автономия локальных сообществ (И. Уоллерстайн, Д. Лестнер, В. Шляпентох). При сетевом подходе (М. Кастельс, А. Турен) регионализация видится как неизбежный результат процессов становления информационного общества. Формируется новый тип политического образования – государство информационной эпохи, «основанное на сети политических институтов и органов принятия решений национального, регионального, местного и локального уровней, неизбежное взаимодействие которых трансформирует принятие решений в бесконечные переговоры между ними» (Кастельс, Киселева). Процесс перехода к сетевому государству благодаря интерактивному характеру коммуникаций облегчает участие граждан в управлении и контроле действий властей. Авторы отмечают, что такая благостная картина далека от российской действительности. В менталитете российских граждан по-прежнему актуален стереотип главенствующей роли государства в социальных процессах. При наличии единого экономического центра, где сосредоточены финансовые ресурсы и властные рычаги, нарушаются внутренние связующие функции взаимоотношений центр – периферия.
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Ольга Павленко
Рубеж (альманах социальных исследований). 1998.  № 12. С. 175-192. 
[Статья]
Владимир Иванович Струнин, Сергей Леонидович Тимкин
Университетское управление. 2001.  № 4(19). С. 38-45. 
[Статья]
Эльвира Ильюшина
Социология: теория, методы, маркетинг. 2004.  No. 4. P. 79-98. 
[Статья]
Виктор Николаевич Овчинников, Наталья Петровна Кетова
TERRA ECONOMICUS. 2004.  Т. 2. № 2. С. 8-15. 
[Статья]