Эксоцман
на главную поиск contacts

Двуязычие как способ культурной интеграции этнических меньшинств в многонациональном обществе

английская версия

Опубликовано на портале: 26-12-2005
Статья посвящена влиянию двуязычного (билингвального) образования на процесс интеграции этнических меньшинств в доминирующую культуру. Автор приводит четыре формы усвоения второго языка, которые она заимствовала у представителей канадской лингвистической школы: 1) усвоение второго языка в раннем детстве, 2) усвоение второго языка в иноязычной школе, 3) усвоение второго языка путем контактов с иноязычным окружением, 4) усвоение второго языка в родной школе. В статье рассматривается второй способ усвоения языка (в иноязычной школе). Приводится опыт американской, канадской, а также российской (в Нижнем Новгороде) школ в изучении и применении двуязычного обучения в школах. Автор рассматривает влияние таких факторов, как обучение в русской или национальной школе и поддержание контактов с национальной диаспорой, на формирование двуязычия (рассмотрение происходит на основе личных наблюдений). Далее автор представляет результаты исследования национальных школ в Санкт-Петербурге, проведенного сотрудниками РГПУ. Среди школ, которые принято считать национальными, исследователи выделили две группы: (1) собственно национальные школы, т.е. те, в которых преподавание ведется исключительно на родном языке для представителей одной национальности и целью образования является поддержание национальной самобытности; (2) школы, в которых усиленное изучение родного языка, национальной истории и традиций сочетается с изучением других языков и культур. Эту, более многочисленную группу авторы исследования назвали «школы диалога культур». В заключении автор обозначает ряд трудностей, которые сопровождают процесс двуязычного образования, приводит примеры национальных школ в Санкт-Петербурге и за рубежом.
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Вера Михайловна Пешкова
Журнал социологии и социальной антропологии. 2005.  Т. 8. № 1. С. 136-148. 
[Статья]
Анатолий Григорьевич Вишневский, Елена Николаевна Данилова, Лиана Петровна Ипатова, Сергей Леонидович Кропотов, Алексей Валерьевич Логинов, Анастасия Владимировна Лукина, Валерий Иванович Михайленко, Лидия Александровна Окольская, Светлана Валентиновна Рыжова, Лилия Варисовна Сагитова, Екатерина Ходжаева, Максим Борисович Хомяков, Михаил Федорович Черныш, Наталья Александровна Шайдарова, Елена Алексеевна Шумилова
[Книга]
Леокадия Михайловна Дробижева
Социологические исследования. 2010.  № 12. С. 49-58. 
[Статья]
Надежда Константиновна Радина
[Учебная программа]
Бова Мухараевна Мунянова
Социологические исследования. 2009.  № 9. С. 58-68. 
[Статья]
Д. Степанович-Захариевская
Социологические исследования. 2008.  № 5. С. 99-104. 
[Статья]