Эксоцман
на главную поиск contacts

Двуязычие как способ культурной интеграции этнических меньшинств в многонациональном обществе

английская версия

Опубликовано на портале: 26-12-2005
Статья посвящена влиянию двуязычного (билингвального) образования на процесс интеграции этнических меньшинств в доминирующую культуру. Автор приводит четыре формы усвоения второго языка, которые она заимствовала у представителей канадской лингвистической школы: 1) усвоение второго языка в раннем детстве, 2) усвоение второго языка в иноязычной школе, 3) усвоение второго языка путем контактов с иноязычным окружением, 4) усвоение второго языка в родной школе. В статье рассматривается второй способ усвоения языка (в иноязычной школе). Приводится опыт американской, канадской, а также российской (в Нижнем Новгороде) школ в изучении и применении двуязычного обучения в школах. Автор рассматривает влияние таких факторов, как обучение в русской или национальной школе и поддержание контактов с национальной диаспорой, на формирование двуязычия (рассмотрение происходит на основе личных наблюдений). Далее автор представляет результаты исследования национальных школ в Санкт-Петербурге, проведенного сотрудниками РГПУ. Среди школ, которые принято считать национальными, исследователи выделили две группы: (1) собственно национальные школы, т.е. те, в которых преподавание ведется исключительно на родном языке для представителей одной национальности и целью образования является поддержание национальной самобытности; (2) школы, в которых усиленное изучение родного языка, национальной истории и традиций сочетается с изучением других языков и культур. Эту, более многочисленную группу авторы исследования назвали «школы диалога культур». В заключении автор обозначает ряд трудностей, которые сопровождают процесс двуязычного образования, приводит примеры национальных школ в Санкт-Петербурге и за рубежом.
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Ольга Дмитриевна Волкогонова, Инга Валентиновна Татаренко
Мир России. 2001.  Т. 10. № 2. С. 149-166. 
[Статья]
Д.В. Ушаков
Социологические исследования. 2009.  № 3. С. 101-108. 
[Статья]
Ольга Борисовна Истомина
Социологические исследования. 2011.  № 11. С. 61-65. 
[Статья]
В.В. Амелин
Журнал социологии и социальной антропологии. 2002.  № 4. С. 59-84. 
[Статья]
Сергей Евгеньевич Рыбаков
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2012.  № 2 (108). С. 147-156. 
[Статья]
Михаил Петрович Мчедлов, Юрий Андреевич Гаврилов, Александр Шевченко
Социологические исследования. 2004.  № 9. С. 95-101. 
[Статья]
Татьяна Алексеевна Титова, Вадим Евгеньевич Козлов
Социологические исследования. 2006.  № 6. С. 47-54. 
[Статья]