Двуязычие как способ культурной интеграции этнических меньшинств в многонациональном обществе
Опубликовано на портале: 26-12-2005
Социологические исследования.
2002.
№ 8.
С. 49-56.
Тематические разделы:
Статья посвящена влиянию двуязычного (билингвального) образования на процесс
интеграции этнических меньшинств в доминирующую культуру. Автор приводит четыре формы
усвоения второго языка, которые она заимствовала у представителей канадской лингвистической
школы: 1) усвоение второго языка в раннем детстве, 2) усвоение второго языка в иноязычной
школе, 3) усвоение второго языка путем контактов с иноязычным окружением, 4) усвоение
второго языка в родной школе. В статье рассматривается второй способ усвоения языка
(в иноязычной школе). Приводится опыт американской, канадской, а также российской
(в Нижнем Новгороде) школ в изучении и применении двуязычного обучения в школах.
Автор рассматривает влияние таких факторов, как обучение в русской или национальной
школе и поддержание контактов с национальной диаспорой, на формирование двуязычия
(рассмотрение происходит на основе личных наблюдений). Далее автор представляет результаты
исследования национальных школ в Санкт-Петербурге, проведенного сотрудниками РГПУ.
Среди школ, которые принято считать национальными, исследователи выделили две группы:
(1) собственно национальные школы, т.е. те, в которых преподавание
ведется исключительно на родном языке для представителей одной национальности и целью
образования является поддержание национальной самобытности; (2)
школы, в которых усиленное изучение родного языка, национальной
истории и традиций сочетается с изучением других языков и культур. Эту, более многочисленную группу авторы исследования назвали «школы диалога культур». В заключении автор обозначает
ряд трудностей, которые сопровождают процесс двуязычного образования, приводит примеры
национальных школ в Санкт-Петербурге и за рубежом.

Текст статьи
[229 КБ]
[229 КБ]
Ключевые слова
двуязычие культурная интеграция полиэтническое общество этническая идентичность этническая общность этнические меньшинства
См. также:
Общественные науки и современность.
2016.
№ 6.
С. 125-138.
[Статья]
Журнал социологии и социальной антропологии.
1998.
Т. 1.
№ 3.
С. 119-145.
[Статья]
Социологические исследования.
1999.
№ 9.
С. 67-74.
[Статья]
Социологические исследования.
2008.
№ 5.
С. 99-104.
[Статья]
Социологические исследования.
2010.
№ 12.
С. 49-58.
[Статья]
[Учебная программа]