Эксоцман
на главную поиск contacts

Двуязычие как способ культурной интеграции этнических меньшинств в многонациональном обществе

английская версия

Опубликовано на портале: 26-12-2005
Статья посвящена влиянию двуязычного (билингвального) образования на процесс интеграции этнических меньшинств в доминирующую культуру. Автор приводит четыре формы усвоения второго языка, которые она заимствовала у представителей канадской лингвистической школы: 1) усвоение второго языка в раннем детстве, 2) усвоение второго языка в иноязычной школе, 3) усвоение второго языка путем контактов с иноязычным окружением, 4) усвоение второго языка в родной школе. В статье рассматривается второй способ усвоения языка (в иноязычной школе). Приводится опыт американской, канадской, а также российской (в Нижнем Новгороде) школ в изучении и применении двуязычного обучения в школах. Автор рассматривает влияние таких факторов, как обучение в русской или национальной школе и поддержание контактов с национальной диаспорой, на формирование двуязычия (рассмотрение происходит на основе личных наблюдений). Далее автор представляет результаты исследования национальных школ в Санкт-Петербурге, проведенного сотрудниками РГПУ. Среди школ, которые принято считать национальными, исследователи выделили две группы: (1) собственно национальные школы, т.е. те, в которых преподавание ведется исключительно на родном языке для представителей одной национальности и целью образования является поддержание национальной самобытности; (2) школы, в которых усиленное изучение родного языка, национальной истории и традиций сочетается с изучением других языков и культур. Эту, более многочисленную группу авторы исследования назвали «школы диалога культур». В заключении автор обозначает ряд трудностей, которые сопровождают процесс двуязычного образования, приводит примеры национальных школ в Санкт-Петербурге и за рубежом.
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Зарина Хизировна Лепшокова, Надежда Михайловна Лебедева
Общественные науки и современность. 2016.  № 6. С. 125-138. 
[Статья]
Жозеф Соломонович Тростановский
Социология: теория, методы, маркетинг. 2006.  No. 2. P. 201-204. 
[Статья]
Борис Ефимович Винер
Журнал социологии и социальной антропологии. 1998.  Т. 1. № 3. С. 119-145. 
[Статья]
Вера Юрьевна Хотинец
Социологические исследования. 1999.  № 9. С. 67-74. 
[Статья]
Д. Степанович-Захариевская
Социологические исследования. 2008.  № 5. С. 99-104. 
[Статья]
Леокадия Михайловна Дробижева
Социологические исследования. 2010.  № 12. С. 49-58. 
[Статья]
Надежда Константиновна Радина
[Учебная программа]