Эксоцман
на главную поиск contacts

Финансовая формула Гентского университета

Опубликовано на портале: 31-05-2004
Бюджет университета складывается из трех частей:
1. Так называемые эксплутационные фонды. Их объем состоит на 50% из постоянной суммы, а 50% средств регулируются в соответствии с уменьшением или увеличением численности студентов в данном университете. Средства эксплутационных фондов предназначены для организации университетского образования и научных исследований. Кроме некоторых основных принципов (затраты на персонал, например, не должны превышать 80% данных фондов) университет может свободно распоряжаться этими финансовыми ресурсами.
2. Средства на организацию научно-исследовательских работ, финансируемых правительством страны. Эти ресурсы являются основными для НИР, т.к. из эксплутационных фондов финансируется лишь небольшая часть научных исследований.
3. Инвестиции частных компаний в научно-исследовательскую работу университета. Эти ресурсы в значительной степени распределяются на основе конкретных исследовательских проектов.
Университет полностью ответствен за распоряжение финансовыми ресурсами. Однако, возрастание самостоятельности влечет за собой и соответствующие обязанности. В значительно большей степени, чем раньше университет должен осуществлять финансовый контроль над распределением и использованием средств. В этой связи чрезвычайно важны критерии, в соответствии с которыми производится распределение финансовых ресурсов, и реально действующие модели распределения.
В университете Гента центральные департаменты финансируются на фиксированной основе. Факультеты и школа менеджмента финансируются в соответствии с моделями распределения, одобренными университетским Советом.
Предложенная автором модель распределения финансовых ресурсов является полностью рабочей. Несмотря на то что ее осуществление ведет к значительным изменениям сложившейся ситуацией, ее введение оправдано, т.к. дает значительное увеличение материальных средств.

Роберт Хугевис, координатор
академической службы
Университета г. Гент (Бельгия)

Финансовая формула Гентского университета*

     Университеты Фламандского Сообщества с 1991 года в соответствии с Декретом от 12 июня получили значительно большую степень самостоятельности в распоряжении финансовыми ресурсами.

Бюджет университета складывается из трех частей:

1. Так называемые эксплутационные фонды. Их объем состоит на 50% из постоянной суммы и 50% средств регулируется в соответствии с уменьшением или увеличением численности студентов в данном университете. Средства эксплутационных фондов предназначены для организации университетского образования и научных исследований. Кроме некоторых основных принципов (затраты на персонал, например, не должны превышать 80% данных фондов) университеты могут свободно распоряжаться этими финансовыми ресурсами.

2. Средства на организацию научно-исследовательских работ, финансируемых Правительством страны. Эти ресурсы являются основными для НИР, т. к. из эксплутационных фондов финансируется лишь небольшая часть научных исследований.

3. Инвестиции частных компаний в научно-исследовательскую работу университета. Эти ресурсы в значительной степени распределяются на основе конкретных исследовательских проектов.

Таким образом, университеты полностью ответственны за распоряжение финансовыми ресурсами. Однако, возрастание самостоятельности влечет за собой и соответствующие обязанности. В значительно большей степени, чем раньше университеты должны осуществлять финансовый контроль за распределением и использованием средств. В этой связи чрезвычайно важной является проблема разработки критериев, в соответствии с которымипроизводится распределение финансовых ресурсов и выработка соответствующих моделей распределения.

В университете Гент центральные департаменты финансируются на фиксированной основе. Факультеты и школа менеджмента финансируются в соответствии с моделями распределения, одобренными университетским Советом.

Система пунктов

До обсуждения моделей распределения необходимо провести дифференциацию персонала. В структуре преподавательского персонала (ПП) выделяются основной (ОПП) и вспомогательный (ВПП) преподавательский персонал.

В ОПП выделяют следующие ранги: доценты, старшие доценты, профессора, полные профессора и специальные профессора (профессора, не работающие на полную ставку).

Каждому рангу присвоено определенное весовое значение. В настоящее время это 1,3; 1,6; 1,9 и 2.2 пункта соответственно.

Внутри рангов ВПП существует различие между ассистентами доктора (1,2 пункта), практический ассистент (1,1 пункта) и ассистент (0,97 пункта).

В бюджете университета 1994 года 1 пункту ПП соответствовало 1,4 миллиона бельгийских франков (BEF).

Административно-управленческий и технический персонал (АУП) разделяется на 5 уровней и 17 рангов. В 1994 году 1 пункту АУП соответствовало 1,7 миллиона BEF.

Модель распределения для преподавательского состава

Простая модель распределения ресурсов могла бы основываться на численности студентов на факультете. Однако, она вряд ли может считаться полностью адекватной без учета следующих факторов:

- число лет обучения на факультете;

- учебная нагрузка, обеспечиваемая преподавателями данного факультета;

- учебная нагрузка, обеспечиваемая преподавателями других факультетов;

- исследовательская компонента в учебном процессе.

Число лет обучения

Независимо от числа студентов каждый факультет должен иметь штат преподавателей, который необходим для организации обучения. Факультет словесности и искусств, который должен обеспечить большее многообразие обучения будет сильнее нуждаться в преподавательском составе, чем более однородный факультет (например, права).

Первый компонент модели распределения, следовательно, определяется числом различных ступеней обучения и их продолжительностью.

Учебная нагрузка

Очевидно, что учебная нагрузка является существенным компонентом в формировании преподавательских штатов.

Нагрузка определялась в зависимости от количества часов, вида нагрузки (теоретические занятия, упражнения, практическая работа), учебной дисциплины, числом студентов и циклом обучения. Это означало, что факультет, имеющий большую нагрузку должен иметь и большее количество преподавательского персонала.

Однако, в ситуации, когда факультеты материально вознаграждаются за организацию максимально возможного количества учебных часов, существует риск, что интересы студентов подчинятся финансированию.

Модель распределения университета построена так, что введение в программу обучения дополнительных часов работы (деление курсов или введение дополнительных необязательных курсов) с единственной целью - получить дополнительные штатные единицы - становится ненужным, т. к. число студентов не увеличивается. Финансовый механизм поощряет разработку учебных программ в интересах студентов. Делая курсы максимально интересными, факультет повысит привлекательность в глазах студентов, что дает допонительные пункты.

Распределение средств и значение основных компонентов
(число лет обучения, учебная нагрузка на факультете, учебная нагрузка ,
обеспечиваемая другими факультетами, исследовательская компонента)

Факультет

общее
(%)

Составляющие компоненты

литература и искусство

12,6

6,5 + 4,3 + 0,3 + 1,5

право

6,6

1,5 + 3,9 + 0,0 + 1,3

наука

15,0

4,6 + 4,5 + 0,9 + 5,1

медицина

15,5

4,6 + 10,0 - 0,5 + 1,5

прикладная наука

16,3

4,8 + 8,1 - 0,7 + 4,1

экономика и прикладная экономическая наука

4,6

1,8 + 1,9 + 0,9 + 0,7

ветеринарная наука

6,1

0,9 + 5,3 - 0,6 + 0,5

психология и педагогическая наука

4,8

1,8 + 2,1 + 0,3 + 0,7

сельское хозяйство и прикладная биологическая наука

10,4

2,4 + 5,3 - 0,5 + 3,2

фармацевтическая наука

3,1

0,7 + 2,3 _ 0,2 + 0.3

политическая и социальная науки

3,7

1,1 + 0,4 + 0,2 + 0,7

школа менеджмента

1,3

0,0 + 0,4 + 0,2 + 0,7

Общее

100

30 + 50 + 0 + 20

Новый механизм финансирования также поощряет привлечение специалистов с других факультетов по тем курсам, по которым на данном факультете нет своих специалистов.

Исследовательская компонента в образовательном процессе

Так как важной составной частью обучения в университете является научно-исследовательская работа, то при разработке модели распределения ресурсов необходимо учитывать данную компоненту.

В качестве основного критерия по исследовательской компоненте принимается число опубликованных работ и подготовленных диссертаций. Публикации и диссертации в зависимости от своего значения имеют разные весовые показатели. Конечное количество пунктов определяются также и типом факультета.

Вес компонентов

Модель распределения ресурсов для преподавательского состава выглядит следующим образом:
50% средств распределяется в зависимости от учебной нагрузки;
20% - исследовательская компонента в образовательном процессе;
остальные 30% определяются периодом обучения.

Применение модели распределения средств финансирования преподавательского состава с учетом системы компонентов дают пропорции каждой из составляющих для каждого из факультетов.

Интересно сопоставить результаты планирования финансовых средств, исходя из численности студентов и рассчитанные в соответствии с моделью распределения, описанной выше.

Очевидно, что данная модель распределения не может быть применена строго со дня ее утверждения университетским советом. Университет Гента одобрил транзитное соглашение, которое дает возможность факультетам, имеющим избыток персонала уменьшить их количество без потери качества обучения. На 1 этапе было определено, что изменение численности не должно превышать 4% в квартал.

 

Среднее количество студентов на преподавателя

Факультет

Среднее число
модель

ПП/студента
настоящая ситуация

литература и искусство

1/19

1/20

право

1/33

1/37

наука

1/7

1/7

медицина

1/12

1/10

прикладная наука

1/11

1/11

экономика и прикладная экономическая наука

1/24

1/24

ветеринарная наука

1/15

1/13

психология и педагогическая наука

1/24

1/26

сельское хозяйство и прикладная биологическая наука

1/11

1/14

фармацевтическая наука

1/17

1/14

политическая и социальная науки

1/31

1/44

школа менеджмента

1/17

1/32

Среднее по университету

1/15

1/15

Модель распределения для административного и технического персонала

Модель базируется на двух факторах:

- потребность управления факультетом;

- соотношение управленческого и преподавательского составов;

При определении потребности факультета для организации управления может быть принято, что необходимость в персонале определяется числом студентов.

Децентрализация управленческих функций требует увеличения штата деканатов. Исходя из этого установлен 1 работник административного персонала на 150 студентов.

Вместе с тем, задачей административного и технического персонала является также обеспечение работы преподавательского состава.

В этой связи установлено соотношение 1 сотрудник АТП к 3,8 преподавателям на факультетах А и к 1,2 преподавателям на факультете Б. Факультеты, обладающие определенной спецификой (например, ветеринарный) имеют соотношение 1:1.

 

Материальные ресурсы на 1 студента

 Факультет

1000 BEF

литература и искусство

8

право

7

наука

23

медицина

19

прикладная наука

18

экономика и прикладная экономическая наука

9

ветеринарная наука

17

психология и педагогическая наука

8

сельское хозяйство и прикладная биологическая наука

18

фармацевтическая наука

17

политическая и социальная науки

7

школа менеджмента

11

Среднее по университету

13

Модель распределения материальных ресурсов

Модель распределения материальных ресурсов строится исходя из следующих компонентов:

- численность преподавательского состава факультета;

- численность студентов, обучающихся на факультете;

- учебная нагрузка;

Приблизительно 15% материальных ресурсов распределяются на основе штата преподавателей, что в 1994 году составляло приблизительно 30 тыс. BЕF средних затрат на штатного преподавателя; 15% - на основе числа студентов на факультете, что эквивалентно 2 тыс. BEF на 1 студента, оставшиеся 70% распределяются согласно учебной нагрузке на факультете.

Администрация университета распределяет материальные ресурсы прямо в деканаты после консультации с факультетами. Схемы распределения средств внутри факультетов существенно отличаются друг от друга и отражают специфику политики каждого факультета.

Практическая реализация

Предложенная модель распределения финансовых ресурсов является полностью рабочей. Несмотря на то, что ее осуществление ведет к значительным изменениям в сравнении со сложившейся ситуацией, однако быстрое ее введение вполне реально, т. к. дает значительное увеличение материальных средств.


* Авторские права принадлежат Tijdschrift voor Hoger Onderwijs en Management 1 (1994) 68-74.Возврат


Ссылки
текст статьи на сайте "Университетского управления":
http://unimgmt.eunnet.net/unimng/N1(1)_1997/win/
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Татьяна Львовна Клячко, Владимир Александрович Мау
Общественные науки и современность. 2015.  № 4. С. 5-25. 
[Статья]
Маргарита Владимировна Курбатова, Елена Сергеевна Каган, Анастасия Александровна Вшивкова
TERRA ECONOMICUS. 2018.  Т. 16. № 1. С. 101-117. 
[Статья]