Эксоцман
на главную поиск contacts

Научная школа как форма деятельности

Опубликовано на портале: 16-04-2005
Вопросы истории естествознания и техники. 2003.  № 1. С. 64-93. 
Тематический раздел:
За последние два с лишним тысячелетия понятие школа стало широко использоваться во всех областях деятельности.
Чтобы разобраться в ситуации, необходимо: 1) понять, почему язык называет «школой» множество на первый взгляд различных явлений, т.е. понять причины полифункциональности термина; 2) вычленить инварианты (атрибутивы), и среди них – системообразующие признаки всего класса объектов; 3) с их помощью выделить два подкласса: школы как учебные заведения и школы как формы деятельности; 4) на основании инвариантов дать общее определение школ, относящихся ко второму подклассу, с проверкой его необходимости и достаточности; 5) предложить общую и внутренне непротиворечивую типологию и систематизацию явлений, для которых используется термин «школа».
Анализ определений и контекстов употребления термина (проанализировано более 900 работ, где используется понятие школа) приводит к выводу, что пять инвариантов (элементарных признаков) можно считать общепризнанными: 1) Школа – это люди, точнее, их совокупность (сообщество); 2) Каждая школа относится к какой-либо области деятельности, и уже в силу этого речь идет о людях, занимающихся этой деятельностью; 3) Вопрос о школе возникает тогда, когда совокупность людей продуцирует нечто, что позволяет выделять ее из множества аналогичных сообществ. Для его обозначения предлагается понятие эпистемологической системы, которое охватывает весь «знаниево-умениевый» комплекс, определяющий человеческую деятельность и отражающийся на продукции, т.е. все мыслимые варианты этого нечто; 4) Школа есть там, где обеспечено наследование этого нечто; 5) Наследование возможно лишь при наличии в рамках рассматриваемого сообщества, как минимум, двух поколений.
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Абел Гезевич Аганбегян
Регион: экономика и социология. 2008.  № 2. С. 3-11. 
[Статья]
Земфира Ивановна Калугина
Регион: экономика и социология. 2008.  № 2. С. 68-85. 
[Статья]
Ольга Эрнестовна Бессонова, Марина Андриановна Шабанова
Социологические исследования. 2000.  № 8. С. 79-88. 
[Статья]
Любовь Михайловна Макарова
Диалог со временем. 2010.  № 30. С. 211-222. 
[Статья]
Владимир Иванович Курбатов
TERRA ECONOMICUS. 2003.  Т. 1. № 1. С. 135-139. 
[Статья]
Александр Сергеевич Новоселов
Регион: экономика и социология. 2008.  № 2. С. 49-67. 
[Статья]