Социология потребления: основные подходы
Опубликовано на портале: 01-07-2005
Социологические исследования.
2005.
№ 1.
С. 5-18.
Тематические разделы:
Автор отмечает, что потребительское поведение долгое время находилось на периферии
внимания социологов, став предметом исследований на исходе XX века. Социология потребления
в целом развивается обособленно от экономических наук и экономической социологии
(где многие вопросы формирования потребительских рынков и предпочтений разных социальных
групп недостаточно изучены и оставлены маркетологам). В классической политэкономии
проблематика потребления находилась «на четвертых ролях». «Считалось,
что наиболее существенные (базисные) отношения сосредоточены в процессе производства,
а потребление, хотя и является конечной целью, выступает чем-то производным»
(с. 6). Автор дает рабочее определение понятия социально-экономического потребления,
выделяя два ключевых момента: использование полезных
свойств того или иного блага и расходование (уничтожение) этих его свойств. Рассмотрены
направления экономической теории, в которых наиболее представлена связанная с потреблением
тематика. Маржиналисты (конец XIX в.) ставили на первый план «суверенного
потребителя» (неоклассическая экономическая модель, описывающая поведение фирмы,
максимизирующей прибыль). В 1970 г. Г. Беккер в новой теории потребления
предпринял
попытку рассмотреть «вкусы» в качестве «независимой переменной экономического
анализа». В настоящее время все чаще изучаются мотивы потребительских действий
с учетом того, что при рассмотрении только рациональных сторон поведения из поля
внимания выпадают импульсивные покупки, а также потребление под влиянием вредных
пристрастий. Автор представил подходы таких экономистов, как Дж. Дьюзенберри,
Х.
Лейбенстайн к изучению влияния социальной дифференциации на потребление, уделил
внимание
анализу практик демонстративного поведения в «Теории праздного класса»
Т. Веблена. Устойчивость потребительских предпочтений исследуется П. Бурдье,
который
показывает, как стремление высших классов дистанцироваться от низших слоев проявляется
в структуре и стиле потребления. Так товары становятся средством социальной дифференциации.
По мнению Ж. Бодрийяра, только меньшинство людей способно реконструировать
логику
знаковых обозначений (товарных символов); большинство находится во власти товарного
фетишизма и оказываеся объектом манипуляции. В заключении автор отмечает, что социологии
необходимо преодолеть «известную культурологическую зацикленность» и перейти
к более активному изучению экономических аспектов темы.

Текст статьи
[354 КБ]
[354 КБ]
Ключевые слова
Беккер Г. Бодрийяр Ж. Бурдье Пьер Веблен Т. знаковая структура культурный капитал маржинализм общество потребления потребительский рынок потребление благ престижное потребление социология потребления утилитаризм
См. также:
TERRA ECONOMICUS.
2020.
Т. 18.
№ 3.
С. 108-124.
[Статья]
Общественные науки и современность.
2018.
№ 6.
С. 5–15.
[Статья]
Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии.
2006.
№ 2 (82).
С. 47-61.
[Статья]
Социологические исследования.
2000.
№ 3.
С. 90-93.
[Статья]
[Статья глоссария]