Эксоцман
на главную поиск contacts

О консолидирующем универсализме христианской идеи (письмо в редакцию)

Опубликовано на портале: 22-08-2005
Данное письмо опубликовано журналом в сокращенном виде, так как идеи, развиваемые автором, нашли подробное изложение в его статье (см.: Социологические исследования. 2004. № 8).

В материалах ко Второму Всероссийскому социологическому конгрессу ("Социология и современная Россия". М., 2003) опубликована статья московского социолога А.Б. Гофмана "Социология и гражданская религия в современной России". Автор обращается к национальной идее России и формулирует тезис, примечательный своей парадоксальностью. С одной стороны, он указывает на многочисленные попытки найти, придумать, сформулировать такую идею, с другой, утверждает, что эта задача в основном уже выполнена, ибо "национальная идея России состоит как раз в неустанных поисках такой идеи" (с. 84).

Трудно придумать что-нибудь более странное. Спрашивается, почему великая страна должна пребывать в состоянии вечной жажды, так и не добравшись до источника? Откуда взялась эта апология вечного блуждания? Полагаю, она может родиться только в лоне секулярного сознания. Более того, именно секулярное мышление - главное препятствие к тому, чтобы говорить сегодня о сути объединяющей идеи.

Думаю также, что это именно та проблема, к аутентичному пониманию которой мы никогда не приблизимся, если будем мыслить только сугубо секулярными, т.е. атеистически-материалистическими категориями. Здесь нужен иной язык – не светской идеологии и даже не политической социологии, а политической теологии. Ведь речь в данном случае идет о том, что неизмеримо глубже идеологии. Даже более того: речь идет о том, что вообще не является идеологией.

Как показывает печальный социальный опыт новейшего времени, идеология, как таковая, в принципе не может быть объединяющей. Ни коммунистическая, ни какая-либо другая партийная или национальная идеология не может сыграть роль объединяющей идеологии. Причина этого в том, что идеологемы всегда апеллируют к интересам какой-то отдельной части, но не целого. Объединив одних, идеология отделяет их от других. Идеологии всегда партикулярны и различаются лишь направленностью и масштабами этой партикулярности. В них по определению нет и не может быть консолидирующего универсализма...

Чтобы начать процесс концептуального заполнения этой ниши, необходимо понимание одной важной вещи: для России есть только одна объединяющая идея, которая может быть ценностной, смысловой, нормативной доминантой в ее социальной и духовной жизни. Это христианская идея...

Сегодня существуют попытки отыскать объединяющие сакральные ценности вне религии, вне христианства. А.Б. Гофман, например, предлагает использовать американский термин гражданской религии и оттуда черпать консолидирующие ферменты. А для этого, мол, надо сакрализовать закон, право, учредить "веру в закон". Он утверждает, что "право должно носить священный характер в масштабах всего общества", начиная с властных и правовых институтов. На первый взгляд может показаться, что это было бы весьма неплохо. Но возникает вопрос: а с помощью каких сил это можно сделать? Что нужно, чтобы люди увидели в юридических законах святыни и преисполнились к ним любовью? Возможно ли это вообще? Не похоже ли это на то, как если бы мы призывали лошадь любить узду, а собаку – цепь и ошейник...

Поэтому вряд ли есть смысл заниматься искусственной сакрализацией права, законов или чего-либо иного. В этом нет нужды, поскольку мы располагаем тем, что изначально и абсолютно сакрально – христианской идеей. Истинная, т.е. христианская идея способна и напоить, и накормить. И, конечно же, она способна и объединить, консолидировать людей, обеспечить действенность и эввективность солидаристических связей в обществе.

В.А. БАЧИНИН,

доктор социологических наук, ведущий научный сотрудник

Социологического института РАН (СПб)

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Александр Кырлежев
Неприкосновенный запас. 2002.  № 2.
[Статья]
Семен Людвигович Франк
Социологические исследования. 1994.  № 1. С. 126-134. 
[Статья]
Ханс Йоас
Социологические исследования. 2009.  № 11. С. 78-88. 
[Статья]
Лариса Анатольевна Андреева
Общественные науки и современность. 2017.  № 2. С. 142–152. 
[Статья]
Л.О. Иванова
Социологические исследования. 1998.  № 6. С. 102-106. 
[Статья]