Эксоцман
на главную поиск contacts

Профессионалы - портрет на фоне реформ

английская версия

Опубликовано на портале: 19-03-2005
К категории профессионалов в статье отнесены квалифицированные рабочие, специалисты высшей и средней квалификации, руководители организаций и предприятий. Эти работники стали основным объектом исследования, проведенного авторами в Новосибирской области в 2001-2002 гг. (N = 520, выборка квотно-территориальная, многоступенчатая, опрашивалось городское и сельское население). Изучались социальное положение, мобильность, трудовая мотивация, социальные настроения, особенности идентичности работников с достаточно высокой квалификационной подготовкой, занятых на должностях, требующих особых знаний и образования. Внимание обращается на то, что смена собственности привела к значительной дегуманизации труда, что теперь в России труд наемных работников зачастую является средством выживания, а не самореализации. Проводится (по итогам опросов) сравнение мнений «профессионалов» и «непрофессионалов» о значимости ряда аспектов трудовой деятельности (карьера, творческий рост, содержание, оплата труда и др.) и в понимании необходимости групповой поддержки внутри трудовых коллективов. Показано, что лучше всего адаптируются к месту работы «профессионалы» (поведенческая установка: «не менять рабочего места» зафиксирована у 65% от числа опрошенных рабочих-профессионалов и только 15,7% от числа непрофессионалов), что у них выше стремление к групповой сплоченности. Выделен ряд моделей экономического и трудового поведения работников, по которым проведено сравнение «профессионалов» с «непрофессионалами». Исследуется, как воспринимают «профессионалы» и «непрофессионалы» процессы социального расслоения, прежде всего – формирование класса наемных работников и класса частных собственников. И те, и другие в подавляющем большинстве (но опять же в большей мере – профессионалы) согласно, что данные классы сформировались, что отношения между ними характеризуются значительной конфликтностью интересов в отношении распределения продуктов производства, власти, доходов. Рост бедности оценивается как явление асоциальное.
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Войцех Заборовский
Социология: теория, методы, маркетинг. 2005.  No. 1. P. 8-35. 
[Статья]
Владислав Леонидович Иноземцев
Социологические исследования. 2000.  № 8. С. 18-27. 
[Статья]
Леонид Григорьевич Ионин
Социологические исследования. 1996.  № 2. С. 3-12. 
[Статья]
Анатолий Арсеенко
Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 4. P. 114-137. 
[Статья]
Сергей Макеев, Анжела Патракова, Анна Домаранская
Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 4. P. 85-100. 
[Статья]
Василий Яковлевич Ельмеев, Елена Евгеньевна Тарандо
Социологические исследования. 1999.  № 1. С. 41-48. 
[Статья]