Эксоцман
на главную поиск contacts

Класс наемных работников или рабочий класс?

английская версия

Опубликовано на портале: 22-08-2005
В статье обсуждаются материалы исследований социальной структуры российского общества. Представлены два альтернативных подхода к этой теме – рецепционный и исторический; рассмотрен промежуточный подход. Автор соглашается с Ю.Б. Рандаловым, что гносеологический потенциал работ Маркса остается важным источником развития социологической теории. В статье ведется полемика по ряду положений, отраженных в публикациях Ю.В. Арутюняна («Социс» № 9, 2002 и № 1, 2003), З.Т. Голенковой и Е.Д. Игитханян («Социс» № 9, 2002). В частности, высказано несогласие с указанной Ю.В. Арутюняном тенденцией исчезновения капитализма в постиндустриальном обществе, который, как отмечается, «в действительности изменяется, но не исчезает». Автор считает, что отечественные социологи слабо акцентируют уход молодежи из производства в сферу обслуживания; в этом процессе он усматривает угрозу для будущего России. Приводятся факты утраты государством больших предприятий в Красноярске (Судостроительный завод, Шелковый комбинат и др.). Остро ставится вопрос о судьбе рабочего класса (сопоставлена его доля в составе населения России с ее пропорцией в странах Запада; сообщается о его бурном росте в развивающихся странах). Выраженная в полемической части позиция уточняется в выводах. Один из них: непрерывное уменьшение численности рабочего класса в России – следствие не технологического прогресса, но продолжающегося кризиса промышленности (одно из исключений – процветание сырьевых отраслей как свидетельство все большего технологического отставания России от развитых стран).
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Джон Тейлор
TERRA ECONOMICUS. 2019.  Т. 17. № 3. С. 78-88 . 
[Статья]
Евгения Сергеевна Балабанова, Мария Георгиевна Бурлуцкая, Андрей Николаевич Демин, Александр Владимирович Качкин, Иван Александрович Климов, Лариса Евгеньевна Петрова, Ирина Петровна Попова
[Книга]
Сергей Макеев, Анжела Патракова
Социология: теория, методы, маркетинг. 2004.  No. 3. P. 109-125. 
[Статья]
Драгомир Пантич
Социологические исследования. 1997.  № 6. С. 24-36. 
[Статья]
Хун Чэнь, Бо Цзян
TERRA ECONOMICUS. 2018.  Т. 16. № 2. С. 114-121. 
[Статья]