Эксоцман
на главную поиск contacts

Из истории развития социологии образования за рубежом

английская версия

Опубликовано на портале: 23-08-2005
Дается аналитический обзор пяти статей из энциклопедии “Sociology and Education” (N.Y.: Routledge–Falmer, 2002), полезных для преподавателей, желающих ознакомиться с состоянием западных теоретических исследований по социологии образования. Представлены основные направления. (1) Функционализм. Отмечено, что выделенная Дюркгеймом важность ценностной стороны в образовании и сейчас значима в изучении функционирования образовательных институтов. (2) Теории конфликта. Если функционалисты рассматривают общество как базирующееся на ценностной солидарности, то теоретики конфликта считают социальный порядок продуктом принуждения и идеологической манипуляции. К ним примыкают исследователи, рассматривающие воспроизведение господства капиталистического класса в аспекте отношений между школами и рынками труда, и сторонники теории сопротивления, где изучаются формы протеста учащихся против проведения подобной социализации в школах. Так, в ранних работах Альтюссер, Боулаз и Гинтиас доказывали, что стратификация системы образования повторяет иерархию рынка труда (общественные колледжи для низших слоев и элитные институты для высшего слоя). (3) Структурализм. Первым структуралистом в исследованиях образования в Британии и США (1960-е годы) назван Бернстайн. Его труды посвящены моральному порядку в школах, организации передачи школьных знаний. Уделено внимание работам П. Бурдье о проявлениях неравенства и культурных различиях в академической среде французских университетов. (4) Критическая социология. Ее представители утверждают, что образование личности не ограничено системой формального образования. М. Янг выделяет две тенденции современного образования: его коммерциализацию и более выраженный акцент на приобретении знаний, необходимых в профессиональном труде.
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Инна Феликсовна Девятко
[Учебная программа]
[Интернет-ресурс]
Roger Friedland
Социологические исследования. 2000.  № 3. С. 90-93. 
[Статья]
Вадим Валерьевич Радаев
Социологические исследования. 2005.  № 1. С. 5-18. 
[Статья]
Виктор Александрович Светлов
[Книга]