Использование моделей жизненного цикла в организационной диагностике
Опубликовано на портале: 19-09-2005
Социологические исследования.
2005.
№ 4.
С. 53-64.
Тематические разделы:
Приведено описание трех диагностических моделей функционирования организаций (модель
«шести ячеек» М. Вайсборда, модель «7C» компании Маккинзи и модель
Берка–Литвина). Они дают возможность получить «мгновенную фотографию»
компании, но не представить ее в развитии. Для отображения развития компании были
разработаны модели жизненных
циклов. Одна из них – модель Ларри Грейнера – выделяет пять эволюционных
этапов развития компании: креативность, директивное руководство, делегирование, координация,
сотрудничество. Автор указывает на слабые стороны этой модели. В частности, определяющим
параметром развития в ней выступает размер организации (в небольших организациях
стратегия развития которых не предусматривает значительного увеличения размеров,
некоторые описанные в модели этапы и кризисы просто не могут иметь место). Интуитивно
ясно, что успешные компании развиваются по спирали, осуществляя качественные преобразования,
что трудно вписать в данную модель, поскольку она «линейна». Серьезным
шагом в развитии моделей жизненного цикла стал подход Айзека Адизеса, в котором развитие
организации представлено на основе аналогии с эволюцией живого организма. Она включает
такие стадии, как быстрый рост, расцвет, юность, аристократизм, ранняя бюрократизация,
бюрократизация. По мнению автора, данная модель удачнее предыдущей, так как позволяет
рассмотреть организацию как открытую систему и выявить, к какой категории относятся
ее проблемы – к болезням роста или же организационным патологиям. Модель Адизеса
удовлетворительно зарекомендовала себя, в частности, при анализе динамики систем
управления в ряде российских компаний. В заключении сообщается о поиске путей к более
полному описанию процессов развития организации на основе комбинации разных моделей,
и отмечается, что теория жизненных циклов использовалась для развития теории естественного
отбора и популяционной теории организаций.

Текст статьи
[471 КБ]
[471 КБ]
Ключевые слова
См. также:
Российский журнал менеджмента.
2005.
Т. 3.
№ 2.
С. 99-108.
[Статья]
Российский журнал менеджмента.
2004.
Т. 2.
№ 4.
С. 97-112.
[Статья]
Российский журнал менеджмента.
2005.
Т. 3.
№ 2.
С. 109-118.
[Статья]
Российский журнал менеджмента.
2005.
Т. 3.
№ 2.
С. 139-154.
[Статья]
Российский журнал менеджмента.
2005.
Т. 3.
№ 2.
С. 119-138.
[Статья]
Общественные науки и современность.
2006.
№ 6.
С. 148-158.
[Статья]