Эксоцман
на главную поиск contacts

Использование моделей жизненного цикла в организационной диагностике

английская версия

Опубликовано на портале: 19-09-2005
Приведено описание трех диагностических моделей функционирования организаций (модель «шести ячеек» М. Вайсборда, модель «7C» компании Маккинзи и модель Берка–Литвина). Они дают возможность получить «мгновенную фотографию» компании, но не представить ее в развитии. Для отображения развития компании были разработаны модели жизненных циклов. Одна из них – модель Ларри Грейнера – выделяет пять эволюционных этапов развития компании: креативность, директивное руководство, делегирование, координация, сотрудничество. Автор указывает на слабые стороны этой модели. В частности, определяющим параметром развития в ней выступает размер организации (в небольших организациях стратегия развития которых не предусматривает значительного увеличения размеров, некоторые описанные в модели этапы и кризисы просто не могут иметь место). Интуитивно ясно, что успешные компании развиваются по спирали, осуществляя качественные преобразования, что трудно вписать в данную модель, поскольку она «линейна». Серьезным шагом в развитии моделей жизненного цикла стал подход Айзека Адизеса, в котором развитие организации представлено на основе аналогии с эволюцией живого организма. Она включает такие стадии, как быстрый рост, расцвет, юность, аристократизм, ранняя бюрократизация, бюрократизация. По мнению автора, данная модель удачнее предыдущей, так как позволяет рассмотреть организацию как открытую систему и выявить, к какой категории относятся ее проблемы – к болезням роста или же организационным патологиям. Модель Адизеса удовлетворительно зарекомендовала себя, в частности, при анализе динамики систем управления в ряде российских компаний. В заключении сообщается о поиске путей к более полному описанию процессов развития организации на основе комбинации разных моделей, и отмечается, что теория жизненных циклов использовалась для развития теории естественного отбора и популяционной теории организаций.
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Вадим Валерьевич Радаев
Российский журнал менеджмента. 2005.  Т. 3. № 2. С. 99-108. 
[Статья]
Clayton M. Christensen, Michael Overdorf
Российский журнал менеджмента. 2004.  Т. 2. № 4. С. 97-112. 
[Статья]
Вячеслав Вячеславович Щербина
Социологические исследования. 1993.  № 2. С. 99-107. 
[Статья]
Лилия Аскаровна Валитова, Виталий Леонидович Тамбовцев
Российский журнал менеджмента. 2005.  Т. 3. № 2. С. 109-118. 
[Статья]
Howard Aldrich
Российский журнал менеджмента. 2005.  Т. 3. № 2. С. 139-154. 
[Статья]
Glenn R. Carroll
Российский журнал менеджмента. 2005.  Т. 3. № 2. С. 119-138. 
[Статья]
В.В. Лесных, Евгений Васильевич Попов
Общественные науки и современность. 2006.  № 6. С. 148-158. 
[Статья]