Дьявольская кухня нацизма
Опубликовано на портале: 16-02-2006
Социологические исследования.
2005.
№ 5.
С. 22-30.
Тематические разделы:
В статье исследуются идейные истоки германского нацизма, который синтезировал неоднородные,
зачастую противоречивые элементы мистических и псевдонаучных доктрин (расовая теория,
евгеника, теософия, социал-дарвинизм, физиогномистика и т.д.). Отмечается, что нацизм
объявил себя врагом современной европейской «лженауки», римского права
и христианства, а также борцом с пагубным влиянием «еврейского духа». Символом
«нордической» науки стал австриец Г. Горбигер, проповедник «учения
о мировом льде» и грядущей мутации нации. Его доктрина отвечала запросам теории
арийской расы, будто бы сохранившей первозданную чистоту, чтобы господствовать над
миром. Эти проповеди довели до крайности убеждения Гитлера в том, что узость западной
науки расслабила немцев. Данное учение сплеталось с языческими культами древних германцев,
учением Ницше о появлении «сильной личности» и романтическим идеалом человека
будущего. «Арийская наука» получали «обоснование» в «теории»,
разработанной к 1937 году археологом Кисо, который якобы обнаружил в ряде отдаленных
мест (Анды, Тибет, Гоби, Абиссиния) «неопровержимые свидетельства» существования
более высоких цивилизаций. Направленность нацистской экспансии («Натиск на Восток»)
опиралась на эзотерическую «нордическую доктрину» и на традиции Тевтонского
ордена. Автор констатирует: «Теософия нацизм помогла… породить сатанинское,
но достаточно результативное движение…. Завершившаяся 60 лет тому назад война
была не только сражением танков, самолетов. Линкоров, но и судьбоносной битвой сил
добра и зла» (с. 29).

Текст статьи
[221 КБ]
[221 КБ]
Ключевые слова
антисемитизм Вторая мировая война Германский Рейх национал-социализм ницшеанство Ницше Фридрих оккультизм расизм теософия фашизм
См. также:
[Учебная программа]
Общественные науки и современность.
2000.
№ 1.
С. 187-190.
[Статья]
Журнал социологии и социальной антропологии.
2009.
Т. 12.
№ 1.
С. 202-207.
[Статья]
Социология: теория, методы, маркетинг.
2008.
No. 1.
P. 197-214.
[Статья]