Эксоцман
на главную поиск contacts

Чернова Ж. Романтик нашего времени: с песней по жизни // О Муже(N)ственности / Под ред. С. Ушакина. М.: Новое литературное обозрение, 2002. С. 452-479

Опубликовано на портале: 29-02-2004
Тематический раздел:
Анализируется образ "настоящего" мужчины, созданный бардовской культурой позднесоветского периода (конца 60-х - середины 80-х гг.). Материалом исследования послужили биографические интервью с организаторами и участниками фестиваля авторской песни им. В. Грушина, а также тексты "культовых" для данной субкультуры песен. Выбор фестиваля в качестве исследовательского объекта обусловлен тем, что он является примером институционализации феномена бардовской песни в поздесоветский период и конкретным механизмом конструирования мужественности в рамках субкультурной среды. Содержится история возникновения фестиваля, специфика его организации, нацеленной на поддержание коллективной идентичности членов этой среды. Описываются механизмы создания мужественности. Позитивная идентификация осуществляется посредством создания коллективного образа "настоящих" мужчин, технология негативной идентификации направлена на определение и отделение от "мы"-конструкта типов мужественности, не входящих в поле нормативной мужественности данного сообщества. Реконструированный автором образ "настоящего" мужчины - одного из типов советской мужественности - описывается такими чертами, как ответственность, высокая степень включенности в дружеские отношения, духовная сила. Этот образ выступал в качестве заместителя независимого субъекта, профессионала, собственника, т.е. модели доминирующей мужественности либерального типа. Потребность в создании героя того времени реализовалась в появлении "романтика" - представителя научно-технической интеллигенции, туриста, барда.
BiBTeX
RIS