Эксоцман
на главную поиск contacts

Чернова Ж. "Мужская работа": анализ медиа-репрезентаций // Гендерные отношения в современной России: исследования 1990-х годов. Сборник научных статей / Под ред. Л.Н. Попковой и И.Н. Тартаковской. Самара: Изд-во "Самарский университет", 2003. С. 276-294

Опубликовано на портале: 26-02-2004
Тематический раздел:
Цель данной статьи - реконструировать образы настоящей мужественности в сфере профессиональной занятости. Теоретическим основанием исследования медиа-репрезентаций маскулинности является теория гендерной системы австралийского социолога Р. Коннелла, который выделил три сферы гендерных отношений: профессиональную занятость, власть и катексис (эмоциональные отношения). Автора статьи интересует главным образом сфера профессии, являющаяся "фундаментом" для формирования и репрезентации нормативного образа мужественности. В статье анализируется идеология и технология (ре)презентации гегемонной маскулинности в сфере профессиональной занятости и описываются образцы мужественности, реконструированные по материалам мужских журналов. Отмечается существование гендерной ассиметрии в сфере профессии, которая, с одной стороны, отражает сложившуюся структуру профессиональной занятости, с другой стороны, репрезентирует оппозицию "настоящего" и "ненастоящего" мужского дела. При этом "мужская работа" обладает высоким символическим и экономическим статусом. Анализ технологии медиа-репрезентаций гендера в сфере профессиональной занятости позволил автору выделить четыре нормативные модели мужественности: "технократ", "мастер", "компьютерщик", "бизнесмен". Причем эти модели по предполагаемому социально-профессиональному статусу, характеру и содержанию труда, уровню образования, культуры и доходов характеризуют представителей высших уровней социальной стратификации - высшего среднего класса и элиты России.
BiBTeX
RIS