Эксоцман
на главную поиск contacts

Сфера политики и межнациональные отношения в восприятии религиозных общностей

английская версия

Опубликовано на портале: 31-05-2006
Эта статья представляет собой анализ части материалов единого исследования «Роль религии в формировании толерантного сознания и поведения в изменяющейся России», проведенного в 2004 году в Институте комплексных социальных исследований РАН (см. предшествующую ей публикацию номера). Авторы отмечают, что во всех охваченных опросом религиозно-мировоззренческих группах респонденты из числа верующих чаще всего не идентифицируют себя с конкретным идейно-политическим течением. Если судить по степени самоидентификации респондентов с радикальными движениями, наибольшую толерантность проявляют протестанты (среди них меньше всего сторонников «крайних» ориентаций – и самое высокое отмежевание от крайних течений). Наименее лояльны в этом отношении неверующие (среди них 18,6 % сторонников крайних течений). Степень доверия к собственной религиозной организации наиболее высока у католиков, где полностью ей доверяют 54,5 % от числа опрошенных, и у мусульман (46,2 %); среди православных – 37 %. Проанализировано различие в распределении ответов респондентов разной религиозной принадлежности на вопрос о наиболее существенных причинах межнационального разобщения. Если у православных и мусульман первое место по значимости занимает «ухудшение экономического положения», а на второе место выходят «ошибки в национальной политике центральных властей», то у католиков порядок обратный. Протестанты проявили сильное отличие от всех остальных групп: на первое место они ставят «низкую культуру межнационального общения», на второе – ухудшение экономического положения», на третье – «межрелигиозные противоречия», за которыми идут «ошибки в национальной политике». Авторы на основе серии показателей приходят к выводу, что в сфере влияния национального фактора на межличностные отношения наиболее толерантны протестанты, за которыми в порядке уменьшения уровня толерантности идут иудеи (наиболее толерантны в выборе места жительства), буддисты , мусульмане (проявляющие самую низкую толерантность в семейно-брачной сфере), затем - православные (они наименее толерантны в выборе места жительства). Авторы отмечают довольно высокий уровень положительного отношения к православию со стороны всех конфессиональных групп, что свидетельствует о признании его уникальной роли в процессе культурно-исторического развития России.
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Мкртич Оганесович Мнацаканян
Социологические исследования. 1999.  № 9. С. 60-66. 
[Статья]
Вилен Николаевич Иванов
Социологические исследования. 1994.  № 6. С. 32-39. 
[Статья]
Д. Степанович-Захариевская
Социологические исследования. 2008.  № 5. С. 99-104. 
[Статья]
Е.Г. Баранов
Общественные науки и современность. 1996.  № 6. С. 67-75. 
[Статья]
Юрий Вартанович Арутюнян
Социологические исследования. 1999.  № 4. С. 58-70. 
[Статья]
Юрий Вартанович Арутюнян, Леокадия Михайловна Дробижева
Социологические исследования. 2000.  № 4. С. 11-21. 
[Статья]