Эксоцман
на главную поиск contacts

Сфера политики и межнациональные отношения в восприятии религиозных общностей

английская версия

Опубликовано на портале: 31-05-2006
Эта статья представляет собой анализ части материалов единого исследования «Роль религии в формировании толерантного сознания и поведения в изменяющейся России», проведенного в 2004 году в Институте комплексных социальных исследований РАН (см. предшествующую ей публикацию номера). Авторы отмечают, что во всех охваченных опросом религиозно-мировоззренческих группах респонденты из числа верующих чаще всего не идентифицируют себя с конкретным идейно-политическим течением. Если судить по степени самоидентификации респондентов с радикальными движениями, наибольшую толерантность проявляют протестанты (среди них меньше всего сторонников «крайних» ориентаций – и самое высокое отмежевание от крайних течений). Наименее лояльны в этом отношении неверующие (среди них 18,6 % сторонников крайних течений). Степень доверия к собственной религиозной организации наиболее высока у католиков, где полностью ей доверяют 54,5 % от числа опрошенных, и у мусульман (46,2 %); среди православных – 37 %. Проанализировано различие в распределении ответов респондентов разной религиозной принадлежности на вопрос о наиболее существенных причинах межнационального разобщения. Если у православных и мусульман первое место по значимости занимает «ухудшение экономического положения», а на второе место выходят «ошибки в национальной политике центральных властей», то у католиков порядок обратный. Протестанты проявили сильное отличие от всех остальных групп: на первое место они ставят «низкую культуру межнационального общения», на второе – ухудшение экономического положения», на третье – «межрелигиозные противоречия», за которыми идут «ошибки в национальной политике». Авторы на основе серии показателей приходят к выводу, что в сфере влияния национального фактора на межличностные отношения наиболее толерантны протестанты, за которыми в порядке уменьшения уровня толерантности идут иудеи (наиболее толерантны в выборе места жительства), буддисты , мусульмане (проявляющие самую низкую толерантность в семейно-брачной сфере), затем - православные (они наименее толерантны в выборе места жительства). Авторы отмечают довольно высокий уровень положительного отношения к православию со стороны всех конфессиональных групп, что свидетельствует о признании его уникальной роли в процессе культурно-исторического развития России.
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Мкртич Оганесович Мнацаканян
Социологические исследования. 1999.  № 9. С. 60-66. 
[Статья]
Вилен Николаевич Иванов
Социологические исследования. 1994.  № 6. С. 32-39. 
[Статья]
Юрий Вартанович Арутюнян, Леокадия Михайловна Дробижева
Социологические исследования. 2000.  № 4. С. 11-21. 
[Статья]
Анатолий Григорьевич Вишневский, Елена Николаевна Данилова, Лиана Петровна Ипатова, Сергей Леонидович Кропотов, Алексей Валерьевич Логинов, Анастасия Владимировна Лукина, Валерий Иванович Михайленко, Лидия Александровна Окольская, Светлана Валентиновна Рыжова, Лилия Варисовна Сагитова, Екатерина Ходжаева, Максим Борисович Хомяков, Михаил Федорович Черныш, Наталья Александровна Шайдарова, Елена Алексеевна Шумилова
[Книга]
Виктор Васильевич Лунеев
Социологические исследования. 1995.  № 4. С. 103-111. 
[Статья]
Владимир Михайлович Соколов
Социологические исследования. 2003.  № 8. С. 54-63. 
[Статья]
Е.Г. Баранов
Общественные науки и современность. 1996.  № 6. С. 67-75. 
[Статья]