Сфера политики и межнациональные отношения в восприятии религиозных общностей
Опубликовано на портале: 31-05-2006
Социологические исследования.
2005.
№ 6.
С. 56-69.
Тематические разделы:
Эта статья представляет собой анализ части материалов единого исследования
«Роль религии в формировании толерантного сознания и поведения в изменяющейся
России», проведенного в 2004 году в Институте комплексных социальных исследований
РАН (см. предшествующую ей публикацию номера). Авторы отмечают, что во всех охваченных
опросом религиозно-мировоззренческих группах респонденты из числа верующих чаще всего
не идентифицируют себя с конкретным идейно-политическим течением. Если судить
по степени самоидентификации респондентов с радикальными движениями, наибольшую толерантность
проявляют протестанты (среди них
меньше всего сторонников «крайних» ориентаций – и самое высокое отмежевание
от крайних
течений). Наименее лояльны в этом отношении неверующие (среди них 18,6 % сторонников
крайних течений).
Степень доверия к собственной религиозной
организации наиболее высока у католиков, где полностью ей доверяют 54,5 % от числа
опрошенных, и у мусульман (46,2 %); среди православных – 37 %. Проанализировано
различие в распределении ответов респондентов разной религиозной принадлежности на
вопрос о наиболее существенных причинах межнационального разобщения. Если у православных
и мусульман первое место по значимости занимает «ухудшение экономического положения»,
а на второе место выходят «ошибки в национальной политике центральных властей»,
то у католиков порядок обратный. Протестанты проявили сильное отличие от всех остальных
групп: на первое место они ставят «низкую культуру межнационального общения»,
на второе – ухудшение экономического положения», на третье – «межрелигиозные
противоречия», за которыми идут «ошибки в национальной политике».
Авторы на основе серии показателей приходят к выводу, что в сфере влияния национального
фактора на межличностные отношения наиболее толерантны протестанты, за которыми в
порядке уменьшения уровня толерантности идут иудеи (наиболее толерантны в выборе
места жительства), буддисты , мусульмане (проявляющие самую низкую толерантность
в семейно-брачной сфере), затем - православные (они наименее толерантны в выборе
места жительства). Авторы отмечают довольно высокий уровень положительного отношения
к православию со стороны всех конфессиональных групп, что свидетельствует о признании
его уникальной роли в процессе культурно-исторического развития России.

Текст статьи
[683 КБ]
[683 КБ]
Ключевые слова
межконфессиональный диалог межнациональные отношения религиозная идентичность социальная толерантность этнорелигиозная идентичность
См. также:
Социологические исследования.
1999.
№ 4.
С. 58-70.
[Статья]
Социологические исследования.
2008.
№ 5.
С. 99-104.
[Статья]
Социологические исследования.
1999.
№ 9.
С. 60-66.
[Статья]
[Книга]
Социологические исследования.
2000.
№ 4.
С. 11-21.
[Статья]