Эксоцман
на главную поиск contacts

Типичные ошибки в финансово-экономической деятельности вузов

Опубликовано на портале: 28-05-2004
С началом рыночных реформ в России произошло беспрецедентное усложнение финансово-экономической деятельности вузов.
Оно обусловлено целым рядом факторов:
значительным изменением и увеличением объема нормативной базы финансовой деятельности вузов;
формированием системы многоканального финансирования образования (что привело к изменению структуры и функций бухгалтерий вузов);
обвальным ростом количества структур, наделенных контрольными полномочиями в отношении финансовой деятельности вузов. Интенсивность проверок стала настолько велика, что редкий месяц вуз может работать без проверяющих. Контрольными функциями и, соответственно, правом штрафовать, наказывать наделены налоговые инспекции, фонды социального страхования, казначейство, контрольно-ревизионные управления и ряд других государственных органов.
При проведении проверок и ревизий большое внимание уделяется вопросам правильности использования средств, выделенных из федерального бюджета, и организации платных дополнительных образовательных услуг. Автор подробно рассматривает эти вопросы.

Н.А.Добышева, главный бухгалтер
Уральского госуниверситета

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ *

За последнее пятилетие произошло беспрецедентное усложнение финансово-экономической деятельности вузов.

Оно обусловлено целым рядом факторов:

  • значительное изменение и увеличение объема нормативной базы финансовой деятельности;
  • формирование системы многоканального финансирования образования, создавшее необходимость изменения структуры и функций бухгалтерий вузов;
  • обвальный рост количества структур, наделенных контрольными полномочиями в отношении финансовой деятельности вузов. Интенсивность проверок стала настолько велика, что редкий месяц вуз может работать без проверяющих. Контрольными функциями и, соответственно, правом штрафовать, наказывать наделены налоговые инспекции, фонды социального страхования, казначейство, контрольно-ревизионные управления и ряд других государственных органов.

При проведении проверок и ревизий большое внимание уделяется вопросам правильности использования средств, выделенных из Федерального бюджета и организации платных дополнительных образовательных услуг. Рассмотрим эти вопросы поподробней.

1. Нецелевое использование бюджетных средств

По результатам ревизий правильности использования бюджетных средств отмечаются следующие нарушения целевого характера использования бюджетных средств:

  • перечисление в коммерческие структуры, ассоциации и другие общества всевозможных взносов, вкладов, паев, приобретение акций и т.д.;
  • предоставление ссуд предприятиям и физическим лицам;
  • выплаты заработной платы сотрудникам по предпринимательской деятельности;
  • финансирование совместных коммерческих сделок с различными структурами под залог имущества;
  • оплата капитальных затрат по строительству различных объектов, учитываемых на отдельном балансе капитальных вложений и финансируемых отдельно от основной деятельности;
  • выдача авансов под незавершенное производство;
  • отвлечение бюджетных средств на депозитные счета банков;
  • оплата сотрудникам и сторонним лицам телефонных междугородних и международных переговоров в личных целях;
  • предоставление аудио-, видео- и компьютерной техники другим организациям без оплаты;
  • оплата сотрудникам расходов по защите диссертации, не предусмотренных сметой;
  • оплата командировочных расходов сторонним сотрудникам, являющимся членами специальных советов;
  • оплата командировочных расходов штатным сотрудникам, выезжающим для проведения аккредитации других вузов;
  • выплата заработной платы штатным сотрудникам, содержание которых должно производиться за счет внебюджетных средств;
  • выплата заработной платы штатным сотрудникам, работающим одновременно по совместительству, за совмещаемую работу в период нахождения в командировке по основному месту работы;
  • выплата заработной платы штатным сотрудникам по основному месту работы при нахождении их в командировке, связанной с выполнением обязанности по совместительству;
  • непредставление сотрудниками в установленный срок авансовых отчетов об израсходовании подотчетных сумм по возвращении из командировок и по выданным авансам на хозяйственные расходы. В этом случае данные суммы задолженности классифицируются как временное отвлечение бюджетных средств и их нецелевое использование;
  • оплата командировочных расходов сверх действующих норм;
  • оплата штрафных санкций, предъявленных вузу;
  • оплата расходов по перечислению алиментов по почте;
  • расходование средств при отсутствии оправдательных документов, неоформление или неправильное оформление первичных документов;
  • перечисление бюджетных средств на цели, не предусмотренные сметой расходов и подлежащие финансированию за счет доходов от внебюджетной деятельности;
  • расходы за размещение объявлений не по основной деятельности в газетах;
  • выплата стипендий студентам, обучающимся на платной основе;
  • расходы по содержанию службы безопасности.

Органы федерального казначейства имеют право выдавать обязательные для исполнения предписания о взыскании в бесспорном порядке средств, выделенных из федерального бюджета, используемых не по целевому назначению, с наложением штрафа в размере действующей учетной ставки Центрального банка Российской Федерации.

При нецелевом использовании бюджетными учреждениями средств как в истекшем, так и в текущем году, орган федерального казначейства зачитывает эти средства в счет последующего финансирования с уведомлением об этом соответствующего министерства.

2. Нарушения при организации платных образовательных услуг

Платные образовательные услуги предоставляются с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан. Возможность их оказания должна предусматриваться уставом образовательного учреждения. Осуществляются они за счет внебюджетных средств и не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из бюджета. В противном случае заработанные таким путем средства изымаются учредителем в его бюджет. В примерный перечень платных образовательных услуг, которые может оказывать образовательное учреждение по подготовке специалистов, а также за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов, включается:

  • обучение студентов по программам высшего профессионального образования, зачисленных на дополнительные места, не обеспеченные бюджетным финансированием;
  • изучение специальных дисциплин сверх учебных часов и сверх программы по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом;
  • репетиторство с обучающимися в другом образовательном учреждении;
  • различные курсы
    • по подготовке к поступлению в учебное Заведение;
    • по изучению иностранных языков;
    • повышения квалификации;
    • по переподготовке кадров с освоением новых специальностей (в т.ч. вождение автомобиля, машинопись, стенография);
    • различные кружки;
    • создание различных студий, групп, школ, факультативов по обучению и приобщению детей к знанию мировой культуры, живописи, графики, скульптуры, народных промыслов и т.д., т.е. всему тому, что направлено на всестороннее развитие гармоничной личности и не может быть дано в рамках государственных образовательных стандартов;
    • создание различных учебных групп и методов специального обучения детей с отклонениями в развитии;
    • создание групп по адаптации детей к условиям школьной жизни;
    • создание различных секций, групп по укреплению здоровья.

При ревизии внебюджетной деятельности финансовые органы отмечают следующие нарушения в организации дополнительных платных образовательных услуг:

  • перевод студентов, ранее принятых на платной основе по договорам, на государственное обеспечение;
  • посещение занятий слушателями в качестве кандидатов в студенты в группы 1 курса за дополнительную плату, которые в последующем в нарушении правил приема зачисляются на места отчисленных студентов;
  • не проводятся отдельно занятия сверх учебного плана со студентами, обучающимися за плату по договорам. Обучение студентов на платной основе по договорам осуществляется вместе со студентами, расходы которых производятся из бюджетных средств в рамках учебного процесса, за счет увеличения наполняемости групп;
  • по отдельным группам студентов, обучающихся за плату по договорам, отсутствуют распределения учебных поручений преподавателей, занимающихся с указанными группами, расписания учебных занятий, расчеты штатов преподавателей.

Как правило, учебные занятия сводятся к проведению их в пределах основной образовательной деятельности;

  • не производятся расчеты стоимости платы обучения студентов по договорам. Стоимость обучения студентов, обучающихся за плату по договорам, не покрывает затраты, связанные с осуществлением учебного процесса на одного студента за счет бюджетных средств;
  • отсутствуют приказы об организации работы по оказанию платных образовательных услуг, графики работы преподавателей, учебные планы, штаты и сметы затрат;
  • не разрабатываются положения о платных курсах;
  • не возмещаются полностью эксплутационные затраты на обучение студентов, принятых по договорам за плату сверх установленных образовательным учреждением плана приема;
  • не осуществляется контроль за фактическим поступлением платы от студентов, обучающихся по договорам;
  • в заключенных договорах на платное обучение не предусматривается корректировка сумм оплаты за обучение в связи с инфляцией;
  • не представляются в бухгалтерию договоры заключаемые с предприятиями и физическими лицами на обучение на платной основе;
  • отсутствует смета затрат стоимости дополнительных услуг, оказываемых студентам-договорникам;
  • в течение длительного срока числится задолженность по платному обучению студентов. Устанавливается оплата за обучение в виде оказания каких-либо работ, услуг. Однако выполненные работы документально не подтверждаются.

Приведенные нарушения являются достаточно типичными и в том или ином "комплекте" встречаются в деятельности любого вуза. Преодоление недостатков в финансовой деятельности зависит не только от роста компетентности работников бухгалтерий вузов, но и об активизации работы экономической и юридической служб. Очень важным является также и повышение квалификации в финансово-экономической сфере руководителей вузов, принимающих решения по данным вопросам.


* В статье использованы материалы проверок вузов Министерства общего и профессионального образования РФ, а также материалы Ю.И. Пудовкина, зам. начальника Управления бухучета и контрольно-ревизионной работы Министерства культуры РФ, "Анализ нарушений финансово-экономической деятельности" (Вып. 5. М., 1997).Возврат


Ссылки
текст статьи на сайте "Университетского управления":
http://umj.usu.ru/unimgmt/?base=mag/0002(02-1997)&xsln=showArticle.xslt&id=a05&doc=../content.jsp
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Joel Adrian, Элиес Бентабет, Анни Винокур, Том Линей, Жорди Планас, Жорж Прохоров, Даниель Робен, Кароль Сигман, Рената Третьякова, Леонид Маркович Гохберг, Татьяна Львовна Клячко, Марк Львович Агранович, Ирина Андреевна Рождественская, Анатолий Георгиевич Каспржак, Елена Николаевна Соболева
[Книга]
Любовь Николаевна Титова, Ольга Петровна Синельникова
Университетское управление. 2005.  № 4(37). С. 78-80. 
[Статья]
[Компьютерная программа]
Nicholas Barr
Университетское управление. 2006.  № 3(43). С. 84-89. 
[Статья]