Эксоцман
на главную поиск contacts

Проблемы создания образовательной информационной среды открытого образования

Опубликовано на портале: 09-06-2004
Университетское управление. 2001.  № 4(19). С. 14-17. 
Тематический раздел:

Проблема социальной институционализации, отражающая новые мировые тенденции в развитии содержания и форм образования, обнаружилась в начале 70-х гг. XX в. Эти тенденции связаны с движением к информационному и открытому обществу. Одной из новых форм организации образования стало открытое образование, всемерное и максимальное использование дистанционных технологий обучения. Российское образование должно адекватно отражать и удовлетворять потребности общества. Однако формы организации получения и обновления знаний в России практически сохранились в неизменном виде.



В. И. Солдаткин,
Российский государственный институт
открытого образования Минобразования России

ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(По материалам выступления)

В. И. Солдаткин, 2001.

 

Проблема социальной институционализации, отражающая новые мировые тенденции в развитии содержания и форм образования, обнаружилась в начале 70-х гг. XX в. Эти тенденции отразили современное движение к информационному и открытому обществу. Одной из новых форм организации образования стало открытое образование, всемерное и максимальное использование дистанционных технологий обучения. Российское образование должно адекватно отражать и удовлетворять потребности общества. Однако формы организации получения и обновления знаний в России практически сохранились в неизменном виде.

Одной из форм разрешения противоречий между интересами общества, групповыми интересами (например, корпораций, образовательных заведений) и интересами личности может быть развитие образования на принципах открытости.

Принципы открытости в образовании выражаются, как правило, в возможности проявления субъектом своей воли, в познанной необходимости, в независимости, отсутствии каких-либо ограничений и стеснений. В высшем профессиональном образовании, например, это прежде всего "политика доступности":

1) свобода в поступлении, например, в вуз (отказ от любых условий и требований для зачисления на обучение; "политика открытых дверей");

2) свобода в планировании обучения (относительная свобода составления индивидуальной программы обучения путем комбинирования курсов; "индивидуальная образовательная траектория развития личности");

3) свобода в выборе времени и темпов обучения (прием в течение всего года и отсутствие сроков обучения);

4) свобода в выборе места обучения (организация учебного процесса такова, что имеет место выбор того, где, как и с кем обучаться; "точки открытого доступа");

5) свобода выбора преподавателя (определение того преподавателя, который в наибольшей степени потенциально соответствует потребностям личности, особенно в дальнейшем, когда обучение может перерасти для обучаемого и обучающего в "образовательный консалтинг").

Реализация образовательных программ по данным технологиям обучения предполагает следующие задачи:

  • создание системы информационно-аналитического и маркетингового обеспечения, включая разработку и осуществление программы проведения рекламно-пропагандистской кампании (с учетом специфики регионов и типов контингента пользователей), направленной на ознакомление населения с принципами функционирования, возможностями и преимуществами системы открытого образования и на придание ей статуса высокой престижности и социальной значимости;
  • разработка технологий создания учебно-практических пособий на разнообразных и разнородных современных носителях информации;
  • оснащение соответствующим оборудованием для производства учебных изданий в среде (например, мультимедиатехнологий);
  • формирование материально-технической базы, в том числе для разработки и репродуцирования методических материалов, программ, курсов и их сопровождения;
  • создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, включая обучение авторских коллективов работе в среде мультимедиатехнологий;
  • формирование организационно-управленческой структуры и финансовых механизмов, обеспечивающих ее развитие;
  • создание специализированных информационно-образовательных сред и курсов, включая создание распределенной системы информационных ресурсов учебного назначения, доступных по компьютерным телекоммуникациям, и развитие системы сетевых электронных библиотек;
  • разработка и создание учебно-практических пособий в бумажных и гиперкопиях, а также в среде мультимедиатехнологий;
  • формирование региональной сети подразделений, оснащенной компьютерными классами, электронным архивом учебного материала, местной электронной доской объявлений, "бумажной" и электронной библиотеками, видеотекой учебных курсов, просмотровыми видеозалами, средствами тиражирования учебных пособий небольшим количеством, офисным оснащением.

В процессе реализации данных специфических образовательных технологий возможно создание своеобразного виртуального учебного заведения:

  • обучение независимо от времени и пространства на основе использования информационных мультимедийных технологий;
  • проведение сетевого вступительного, промежуточного и итогового тестирований;
  • проведение групповых занятий;
  • инвариантность к различным сферам профессиональной подготовки;
  • обеспечение доступа к информационным материалам и учебно-справочным системам;
  • доступ к библиотекам и информационным Интернет-материалам;
  • обеспечение единого центра управления учебным процессом;
  • использование в качестве транспортной системы всемирной компьютерной сети Интернет.

Опыт внедрения дистанционных технологий (1992-2001) и федерально-региональные проблемы распространения использования этих инновационных технологий предопределили поиски прежде всего такого варианта развития данной области образования, который позволил бы преодолеть "дикость" этого сегмента образовательного рынка, объединить и систематизировать разрозненные позитивные попытки вузов и иных учреждений и организаций. Сотни образовательных учреждений России (как государственные, так и негосударственные) создали свои специализированные подразделения (институты дистанционного образования, институты дистантного образования, центры дистанционного обучения и соответствующие лаборатории). Cтало понятно, что развитие и внедрение технологий дистанционного обучения нельзя отдать на откуп отдельным вузам, даже самым "продвинутым" в этом плане. Нельзя монополизировать позицию одного из вариантов (моделей) множества технологий дистанционного обучения.

Требуется создание информационно-образовательной среды открытого образования (ИОС ОО), использование формализованных и открытых дистанционных форм обучения, обеспечение доступа к распределенным учебно-методическим, интеллектуальным, информационным и материально-техническим ресурсам системы образования. Новым принципом образования становится управление знаниями, а новыми технологиями - формализация создания знаний, передачи (распространения) знаний (доступа к знаниям) и контроля знаний.

Главной целью создания ИОС ОО является представление полной информации об образовательном и культурном потенциале Российской Федерации при главной ориентации на максимальное удовлетворение образовательных потребностей обучаемых по самому широкому диапазону учебных курсов, специальностей, уровням общего и профессионального образования, об учебных заведениях и их информационно-образовательных ресурсах независимо от места нахождения как обучаемого, так и образовательного ресурса или услуги, в которой он нуждается, с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Для достижения главной цели в процессе создания ИОС ОО должны быть решены следующие основные задачи:

  • независимость отдельного учебного заведения в формировании фонда учебно-методического обеспечения, методик организации и проведения учебного процесса, проведении своей экономической политики;
  • обеспечение любого учебного заведения типовым набором сервисных служб, обеспечивающих реализацию всех этапов обучения, включая документирование хода учебного процесса;
  • конфиденциальность информации, находящейся в виртуальном представительстве каждого учебного заведения;
  • автоматизация процесса каталогизации информационных ресурсов среды и иных параметров, обеспечивающих возможность максимального информирования пользователей об услугах, предлагаемых любым учебным заведениям, входящим в виртуальную образовательную среду;
  • создание возможностей профессионального общения научных и педагогических кадров независимо от их места нахождения или работы;
  • равноправность всех учебных заведений в части административной, маркетинговой и прочей деятельности, направленной на обеспечение качественного проведения учебного процесса;
  • автоматизация сбора и представления статистических и иных интегральных показателей работы как всей среды в целом, так и учебных заведений в ее составе;
  • обеспечение мониторинга среды, сбора замечаний и предложений, механизма совершенствования;
  • создание Центра консалтинга и обучения, обеспечивающего потребности административных и технических сотрудников виртуальных представительств в получении дополнительной информации и в консультациях, а также профессорско-преподавательского состава в методиках ведения сетевого учебного процесса и обмена опытом работы в среде;
  • создание общедоступной базы данных (БД) нормативно-правовых актов федеральных исполнительных и законодательных органов, особенно различных органов управления образования, и БД иных документов, регламентирующих функционирование ИОС ОО.

Перечисленные задачи являются основными. Но этим не исчерпываются все многообразие задач, требующих решения в процессе реализации столь масштабного проекта (подробнее о концепции ИОС ОО см.: http://openet.ru).

Приказом Минобразования России N 2925 от 12.10.2000 г. "О формировании межвузовской научно-технической программы Министерства образования Российской Федерации "Создание системы открытого образования"" утверждена концепция и укрупненная структура данной программы. Приказом Минобразования России N 1725 от 17.04.2001 г. "Об организации исполнения научно-технической программы "Создание системы открытого образования"" РГИОО является головной организацией по данной НТП на 2001-2002 гг. РГИОО в силу выполнения функций заказчика (Минобразования России) ныне координирует проведение НИР и НИОКР более 150 образовательных и научных учреждений России. Осуществляя создание отдельных сегментов, системную интеграцию, поддержку и развитие информационно-образовательной среды системы открытого образования, РГИОО формирует принципы трансферта научно-методических и иных разработок посредством сопровождения научно-образовательного портала "www.OpeNet.ru" виртуальных университетов и представительств (совместный проект ГНИИ ИТТ "Информика" и РГИОО программы "Создание системы открытого образования"). РГИОО в настоящее время в образовательном портале проводит работу по созданию более 60 виртуальных университетов (региональных, специализированных, международных).

В этом смысле уже формируется некая инфотелекоммуникационная составляющая ИОС ОО - портал знаний, который комбинирует сервисные функции информационного портала, портала для совместной работы и порталы экспертизы и, главное, обеспечивает доставку персонифицированной информации с учетом конкретной работы, которую выполняет каждый пользователь в определенный момент времени.

Создание подобного мегапортала с его региональными и специализированными микропорталами не только определит одно из направлений системной интеграции учебно-методических наработок в различных областях знаний, но и создаст условия для их трансферта в российскую систему открытого образования. Данные инструментальные средства создадут, по нашему мнению, дополнительную возможность продвижения проектов и продуктов на образовательный рынок России, возможность сотрудничества с заинтересованными образовательными учреждениями всех уровней, различной ведомственной подчиненности, независимо от формы собственности и организационно-правовых форм. Главное, на наш взгляд, это создание единой информационно-образовательной среды с общими правилами, соглашениями, принципами, форматами, а это требует усилий всего профессионального сообщества.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Виталий Павлович Прокопьев
Университетское управление. 2003.  № 2(25). С. 35-40. 
[Статья]
Университетское управление. 2005.  № 6(39). С. 7-12. 
[Статья]
Александр Миронович Гольдин
Вопросы образования. 2010.  № 2. С. 224-237. 
[Статья]
Станислав Степанович Набойченко
Университетское управление. 2005.  № 6(39). С. 17-21. 
[Статья]
Jose Kollado Medina
Университетское управление. 2000.  № 1(12). С. 23-26. 
[Статья]
Виталий Павлович Прокопьев
Университетское управление. 2005.  № 6(39). С. 22-30. 
[Статья]