Эксоцман
на главную поиск contacts

Децентрализация управления в ВУЗе: опыт НГТУ. Приложения

Опубликовано на портале: 14-04-2004
Университетское управление. 2003.  № 4(27). С. 29-45. 
Вуз представляет собой сложную систему, которая создана на основе разделения труда для достижения определенных целей: осуществление образовательной деятельности, осуществление научной деятельности. Разделение труда в сложной системе — объективная необходимость и в вузе выражается, во-первых, в выделении конкретных категорий персонала: ППС (как основная категория); обслуживающий; административный; во-вторых, в архитектуре организационной структуры вуза, в которой выделены факультеты, кафедры, административные отделы, хозяйственные службы. Для достижения основной цели вуза — удовлетворения потребностей общества и его отдельных граждан в качественных образовательных услугах — необходима координация раздельного труда сотрудников и подразделений университета в единое целое.

Приложение 1

Положение о кафедре Новосибирского государственного технического университета (НГТУ)

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение является внутренним документом НГТУ, предусмотренным п. 5.10 Устава НГТУ, и составлено на основании Закона Российской Федерации "Об образовании" (с изменениями) N 12-ФЗ от 13.01.1996 г., Закона Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" N 125-ФЗ от 22.08.1996 г., "Типового Положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства РФ N 264 от 5.04.2001 г., и Устава НГТУ.

1.2. Основные цели и назначение настоящего Положения:

  • закрепление правовых норм и гарантий деятельности коллективов кафедр вуза, предоставление гарантий невмешательства в творческий процесс и академические свободы работников кафедр со стороны администрации вуза и факультета;
  • создание организационных форм, механизмов управления и функционирования кафедр вуза;
  • определение прав, обязанностей и ответственности заведующих кафедрами, преподавателей и сотрудников кафедр;
  • определение основных положений политики ректората и деканов по отношению к кафедрам.

1.3. Положение действует с момента его введения приказом по университету в течение всего срока действия Устава НГТУ. Положение может быть скорректировано решением Ученого совета университета по представлению ректора, совета деканов или на основании предложений коллективов не менее чем 1/3 кафедр вуза.

1.4. Настоящее Положение распространяется на все кафедры НГТУ и их филиалы, а также на кафедры самостоятельных структурных единиц (институтов, филиалов и т. п.) НГТУ.

2. Статус и области деятельности кафедр вуза

2.1. Согласно п. 5.10 Устава НГТУ кафедра в НГТУ является основным учебно-научным структурным подразделением, ведущим научные исследования и на их базе осуществляющим подготовку студентов (бакалавров, дипломированных специалистов, магистров) по одному или нескольким родственным направлениям или по одной либо по нескольким специальностям и/или магистерским программам; подготовку аспирантов, докторантов и соискателей; осуществляющим переподготовку специалистов и различные виды дополнительного образования. Кафедра может вести другие, не запрещенные законодательством РФ и уставом НГТУ, виды хозяйственной деятельности, направленные на выполнение вузовских уставных целей, повышение квалификации и благосостояния ее работников.

2.2. Кафедры НГТУ делятся на четыре вида: выпускающие, общеобразовательные, общепрофессиональные и специальные.

Все кафедры, согласно своему статусу, отвечают за соответствие образовательных программ и обеспечиваемого ими учебного процесса, включая производственные, технологические, научно-исследовательские, учебно-педагогические практики, итоговые выпускные экзамены, состав и работу аттестационных и экзаменационных комиссий, выбор и содержание элективных дисциплин и дисциплин, устанавливаемых Советом вуза и/или факультета, требованиям государственных стандартов и других нормативно-правовых документов, а также за подготовку кадров высшей квалификации с учетом научных специальностей кафедры, за организацию научной и воспитательной работы со студентами. Выпускающие - это кафедры, приобретающие статус выпускающей согласно приказу по университету, в котором ей поручается быть ответственной за подготовку и выпуск специалистов по соответствующей учебной специальности или направлению и, в случае необходимости, указывается статус общеобразовательной или общепрофессиональной кафедры по другим направлениям и специальностям подготовки специалистов.

Общеобразовательные кафедры осуществляют подготовку специалистов по общеобразовательным и естественно-научным дисциплинам, общим для стандартов и учебных планов всех или подавляющего большинства направлений подготовки специалистов.

Общепрофессиональные кафедры осуществляют подготовку специалистов по общепрофессиональным дисциплинам, входящим в стандарты отдельных групп направлений подготовки бакалавров, дипломированных специалистов и/или магистров.

Специальная (академическая, межвузовская, межотраслевая) - это кафедра, ведущая преподавание спецкурсов или осуществляющая подготовку либо переподготовку специалистов по узкому специальному профилю. Она создается специальным решением Ученого совета вуза, в котором оговаривается сфера и порядок ее деятельности.

3. Принципы функционирования кафедры (управления кафедрой)

3.1. Функционирование кафедры, ее внутренние и внешние взаимодействия должны опираться на творческую свободу личности, самоуправляемость; обязательное сочетание: прав, обязанностей и ответственности личности и коллектива, коллегиальности принятия решений с персональной ответственностью, открытости действий и поддержки инициативности; поддержку постоянного поиска новых прогрессивных решений возникающих проблем; недопустимость вмешательства извне в деятельность кафедры (в пределах ее компетенции: прав и обязанностей); соблюдение моральных (этических) норм.

3.2. Правовое регулирование реализации деятельности кафедры основывается на соблюдении принципов, приведенных в Приложении 1.

3.3. Взаимоотношения коллектива кафедры с ректоратом, деканатом, Учеными советами вуза и факультета строятся на принципах, приведенных в Приложении 2.

4. Состав и структура кафедр

4.1. В состав кафедры могут входить научные, учебные, научно-учебные и производственные подразделения: филиалы, лаборатории, центры по повышению квалификации и переподготовке специалистов, которые создаются по предложению кафедры, факультета или ректората решением Ученого совета вуза.

4.2. По предложению кафедры или декана решением заседания на кафедре могут создаваться ее инициативные подразделения.

5. Права, обязанности и ответственность кафедры и ее работников

5.1. К компетенции (правам) кафедры относятся:

  • участие в выборах заведующего кафедрой согласно правилам, определяемым Уставом НГТУ;
  • выбор направлений, специальностей и специализаций подготовки и переподготовки специалистов, в том числе высшей квалификации, направлений и тем научных исследований, видов и направлений услуг и работ, оказываемых кафедрой по профилю своей деятельности;
  • установление видов, формы и направления использования материальных и финансовых средств (в рамках бюджета кафедры), разработка и принятие положений об использовании этих средств с учетом вузовских и факультетских нормативов;
  • определение структуры кафедры и создание кафедральных подразделений;
  • определение форм, направлений и порядка использования кафедральных помещений в соответствии с действующим в вузе Положением, если это не ведет к ухудшению учебного процесса и основной деятельности сотрудников кафедры;
  • подготовка учебников, учебных и методических пособий, в том числе с грифами УМО и Минобразования РФ, монографий и научных публикаций;
  • инициирование, подготовка и обсуждение проектов Положений НГТУ и факультета, затрагивающих интересы коллектива кафедры и ее отдельных работников;
  • подготовка проекта списка руководителей выпускных работ студентов, состава ГАК и ГЭК, списка рецензентов (оппонентов), руководителей аспирантов, кандидатов в магистратуру и аспирантуру;
  • создание лабораторий, лабораторных практикумов, выбор и реализация технологий подготовки специалистов и организация непрерывного контроля за их подготовкой в части, относящейся к кафедре;
  • распределение административных поручений и учебной нагрузки с учетом квалификации преподавателей, требований государственных стандартов и решений Ученого совета факультета и соответствующей выпускающей кафедры;
  • определение условий хозяйствования в рамках Положений, принятых в вузе;
  • подготовка представлений работников кафедры к наградам и званиям;
  • подготовка предложений Ученому совету вуза по установлению, изменению или возврату статуса кафедры и разрешений на ведение определенных видов ее деятельности.

5.2. К основным обязанностям кафедры относятся:

  • разработка программы развития кафедры;
  • организация и проведение научно-исследовательской работы как с финансированием (по договорам с предприятиями и организациями, фирмами, по грантам), так и без финансирования (по инициативе);
  • организация и руководство научно-исследовательской работой студентов, подготовка пакетов заказов на хозяйственные, бюджетные НИР, ОКР и гранты;
  • подготовка образовательных программ и программ послевузовского профессионального образования, учебников, учебных пособий и других учебных и методических материалов, необходимых для обеспечения деятельности кафедры, прежде всего с грифами УМО и Минобразования РФ;
  • подготовка аспирантов и докторантов;
  • написание и издание монографий и научных публикаций;
  • участие в организации непрерывного мониторинга качества подготовки специалистов;
  • проведение по всем формам обучения лекций, лабораторных, практических, семинарских и других видов учебных занятий, предусмотренных учебными планами; руководство производственной практикой, курсовым и дипломным проектированием, курсовыми и дипломными работами, а также самостоятельной работой студентов по изучению дисциплин кафедры; проведение зачетов и экзаменов;
  • проведение мероприятий по организации воспитательной работы среди студентов;
  • разработка индивидуальных планов учебной, научной, методической и другой работы преподавателей кафедры; изучение, обобщение и распространение опыта работы лучших преподавателей;
  • подготовка научно-педагогических кадров, рассмотрение диссертаций, представляемых к защите сотрудниками кафедры, а также рассмотрение по поручению ректората, Диссертационных советов университета или по собственной инициативе диссертаций, представляемых сотрудниками других подразделений университета и сторонних организаций;
  • установление связи c потребителями выпускников, с промышленными предприятиями и организациями, проведение мероприятий по повышению квалификации специалистов по профилю кафедры, организация и проведение практики студентов; участие в маркетинге потребности выпускников;
  • оказание помощи начинающим преподавателям в овладении педагогическим мастерством;
  • обеспечение внутренней и внешней аттестаций кафедры согласно решениям Ученого совета университета;
  • организация участия преподавателей, сотрудников, студентов, аспирантов и докторантов кафедры в конкурсах, конференциях, семинарах, симпозиумах, тендерах и т. п.;
  • организация и ведение делопроизводства в соответствии с действующими нормативными актами;
  • участие в наборе абитуриентов и трудоустройстве выпускников кафедры;
  • обеспечение сохранности закрепленных за кафедрой помещений, а также оборудования, литературы и других материальных ценностей;
  • выполнение других функций в рамках научно-образовательной деятельности, делегированных кафедре деканом или ректором (проректором) университета.

5.3. Ответственность кафедры

Коллектив кафедры отвечает за организацию и постановку учебно-научной и воспитательной работы и выполнение кафедрой всех ее обязанностей. За систематическое невыполнение коллективом кафедры своих обязанностей в учебной, научной, воспитательной работе и подготовке кадров высшей квалификации, а также в случае грубых нарушений отдельных обязанностей кафедра может быть подвержена административным взысканиям.

Предусматриваются следующие виды административных взысканий, принимаемых в рамках действующих законодательно-нормативных актов:

  • отказ ( мотивированным решением Ученого Совета факультета, утвержденным проректором по учебной работе) от услуг отдельного преподавателя (преподавателей) кафедры в работе на данном факультете;
  • пересмотр (решением Ученого совета вуза) права кафедры на участие в реализации образовательных программ, либо наложение временного запрета на отдельные виды ее деятельности;
  • расформирование кафедры.

5.4. Компетенция и основные должностные обязанности преподавателей кафедры

Компетенция (права и основные обязанности) и ответственность преподавателей и сотрудников кафедры вытекают из прав, обязанностей и ответственности кафедры и принципов, приводимых в Приложениях 1, 2.

Обязанности преподавателей складываются из основных, определяемых Приложением 3, и дополнительных, определяемых зав. кафедрой, деканом и проректором по учебной работе.

6. Руководство кафедрой

6.1. Непосредственное руководство деятельностью кафедры осуществляет заведующий кафедрой, который избирается по конкурсу сроком до 5 лет согласно порядку, указанному в п. п. 5.10-5.11 Устава НГТУ. В отдельных случаях заведующий кафедрой может быть назначен приказом ректора на срок до 1 года с последующим избранием по конкурсу. Для управления кафедрой заведующий кафедрой наделяется всеми необходимыми для этого полномочиями и ресурсами, определяемыми федеральным и вузовскими нормативно-правовыми актами.

В пределах своих полномочий заведующий кафедрой издает распоряжения по кафедре, обязательные для всех ее преподавателей, сотрудников, студентов, аспирантов и докторантов.

6.2. Заведующий кафедрой имеет право:

  • представлять кафедру внутри и вне университета, подписывать от ее имени документы;
  • разрабатывать стратегию развития кафедры;
  • принимать оперативные решения по вопросам проведения учебной, научной, кадровой, производственной, хозяйственно-финансовой и социальной деятельности;
  • осуществлять личное управление финансовой и хозяйственной деятельностью кафедры в пределах ее бюджета и материальных ресурсов;
  • готовить предложения по открытию новых направлений, специальностей, специализаций и программ, подготовке специалистов, аспирантов и докторантов;
  • осуществлять распределение учебных поручений между штатными преподавателями кафедры, преподавателями, работающими по совместительству и на договорных условиях.

6.3. Заведующий кафедрой обязан:

  • обеспечить на кафедре организацию учебного процесса, научно-исследовательской и воспитательной работы на уровне требований государственных и вузовских стандартов;
  • обеспечить проведение хоздоговорных и бюджетных НИР в объемах, не ниже установленных решением Ученого совета вуза, а также участие сотрудников кафедры в написании заявок на различные гранты и проведение ими инициативных НИР;
  • добиваться эффективного использования ресурсов кафедры;
  • вырабатывать и осуществлять кадровую политику, направленную на подбор и расстановку кадров;
  • организовать подготовку и переподготовку кадров высшей квалификации, в том числе через аспирантуру и докторантуру;
  • обеспечить издательскую деятельность кафедры, подготовку к публикации монографий, статей, докладов, учебников, учебных и методических пособий, особенно с грифами Минобразования РФ и УМО;
  • обеспечить участие преподавателей, сотрудников, студентов, аспирантов и докторантов кафедры в конкурсах, в том числе по грантам и научно-техническим программам, в хоздоговорных и бюджетных НИР и ОКР, конференциях, выставках, олимпиадах и создать условия для выполнения работ по итогам конкурсов;
  • обеспечить пропаганду учебных и научных достижений кафедры и обмен опытом работы коллектива кафедры.

6.4. Ответственность заведующего кафедрой

После избрания заведующий кафедрой заключает с ректором вуза контракт, содержащий перечень основных результатов, которые он обязуется достичь за время работы на этой должности. Основные программные обязательства претендент оговаривает в своем заявлении на конкурс, которые он обсуждает через конкурсную комиссию Ученого совета НГТУ с коллективом кафедры, деканом и ректоратом до его избрания. При этом ректорат и декан обязаны всячески способствовать выполнению заведующим кафедрой взятых на себя обязательств. В случае неоднократного нарушения обязанностей и невыполнения своих обязательств заведующий кафедрой может быть отстранен от должности решением ректора вуза до решения вопроса о соответствии его занимаемой должности Ученым советом вуза.

В случае неаттестации кафедры комиссией университета заведующий кафедрой освобождается от занимаемой должности приказом ректора.

6.5. Часть своих полномочий с соответствующей ответственностью заведующий кафедрой может делегировать своим заместителям по разным видам деятельности, в том числе заместителю, назначенному приказом по университету и исполняющему некоторые повседневные обязанности заведующего кафедрой с передачей ему приказом по университету выплаты части или всей денежной доплаты за заведование кафедрой.

7. Дополнительные образовательные услуги, оказываемые кафедрой, в том числе на платной основе

Кафедра, как основное учебно-научное структурное подразделение вуза, вправе оказывать различные виды дополнительных образовательных услуг, включая полностью или частично оплачиваемые, проводимые через институт дополнительного образования, центр платного образования университета или факультетские и кафедральные центры (в рамках существующих лицензий), в частности, организацию получения второго высшего образования, повышение квалификации и переподготовку по циклу дисциплин; преподавание дисциплин, дополнительных к учебному плану, стандарту и их объему.

8. Хозяйственно-финансовая деятельность кафедры

8.1. Кафедра имеет право вести два вида деятельности - бюджетную и внебюджетную - по двум отдельным составляющим общего дохода кафедры, что сопровождается соответствующими лицевыми счетами кафедры.

8.2. Хозяйственно-финансовое обеспечение бюджетной деятельности кафедры осуществляется по нормативам, утвержденным Ученым советом НГТУ, в рамках плановых бюджетных приемов и поступлений из средств Министерства.

8.3. Хозяйственно-финансовое обеспечение внебюджетной деятельности кафедры осуществляется за счет средств, заработанных кафедрой. Все внебюджетные средства, заработанные кафедрой за учебную деятельность, зачисляются на счет факультета, в состав которого входит кафедра, и расходуются на нужды кафедры согласно нормативам, определяемым Учеными советами НГТУ и факультета. Внебюджетные средства, зарабатываемые кафедрой от НИР, сдачи в аренду помещений и другими внебюджетными видами деятельности, зачисляются на счет кафедры и расходуются ею самостоятельно согласно принятым Ученым советом НГТУ нормативам. Не допускается нецелевое использование средств кафедры без согласования с заведующим кафедрой. Ректорат имеет право использовать внебюджетные средства кафедры только по договору с заведующим кафедрой, исключая экстренные и срочные ситуации, оговоренные в Положении об использовании в вузе внебюджетных средств.

8.4. Для выполнения всех видов учебной и научно-исследовательской деятельности кафедре передаются в оперативное управление соответствующие помещения и оборудование, исходя из установленных в университете нормативов. При наличии больших объемов выполняемых НИР и для их расширения кафедре по заявлению руководителя НИР или заведующего кафедрой из фонда проректора по научной работе или декана могут предоставляться во временное пользование дополнительные площади на условиях, оговариваемых в специальных Положениях.

9. Порядок создания, реорганизации и ликвидации кафедр

9.1. Кафедра создается решением Ученого совета НГТУ по предложению ректората, факультета, существующей кафедры (кафедр), отдельного ученого или группы лиц.

9.2. Для создания и реорганизации кафедры инициаторы готовят служебную записку на имя ректора с приложением обоснования необходимости создания новой кафедры, ее предполагаемого статуса, объема учебной нагрузки на ближайшие 5 лет, источников финансирования, материально-технического обеспечения, предполагаемого заведующего кафедрой, первоначального состава и наименования кафедры.

9.3. Полученные предложения направляются на рассмотрение в Ученый совет того факультета или института вуза, в структуре которого предполагается функционирование создаваемой кафедры. Совет открытым голосованием принимает решение о целесообразности или нецелесообразности создания новой кафедры, ее направленности, примерном объеме нагрузки и т. п. и мотивированное заключение по открытию кафедры и ее наименованию. Мотивированное заключение должно отражать оценку данных, указанных в п. 9. 2, а также описание ожидаемых позитивных и негативных последствий в связи с созданием кафедры.

9.4. Решение Ученого совета факультета и мотивированное заключение передаются в ректорат для подготовки вопроса о создании кафедры к заседанию Ученого совета вуза.

9.5. Окончательное решение о создании кафедры, ее наименовании и структурном подчинении принимает Ученый совет университета. Принятое решение оформляется приказом по университету.

9.6. Реорганизация и ликвидация кафедры может быть осуществлена при невыполнении кафедрой ее обязанностей, предусмотренных разделом 5 настоящего Положения, закрытии специальностей, по которым кафедра вела подготовку, а также по инициативе трудового коллектива кафедры или факультета. Инициаторами реорганизации или ликвидации кафедры могут выступать заведующий кафедрой, декан, ректорат, трудовой коллектив кафедры. Окончательное решение о реорганизации или ликвидации кафедры принимает Ученый совет университета простым большинством голосов. Процедура реорганизации и ликвидации в дальнейшем аналогична п. 9.2-9.5 настоящего Положения.

Положение разработано и внесено Советом деканов НГТУ, обсуждено и принято Ученым советом НГТУ.


Приложение 2

Положение о хозрасчетном структурном подразделении НГТУ

Общие положения

На хозрасчетное структурное подразделение (далее - Учебный центр) возлагается:

1. Переподготовка и повышение квалификации специалистов.

2. Организация и проведение дополнительных платных образовательных услуг для студентов НГТУ и других вузов.

3. Организация и проведение научных семинаров и конференций, тренинг-семинаров.

4. Распространение на коммерческой основе методических материалов и програм-мных продуктов. 5. Подготовка специалистов на базе высшего образования (второе высшее образование).

6. Подготовка специалистов на базе среднего специального образования (первое высшее ускоренное).

Лица, пользующиеся услугами Учебного центра

В Учебном центре могут обучаться студенты НГТУ всех направлений и специальностей, независимо от форм обучения, студенты других государственных и негосударственных вузов, желающие перевестись или восстановиться в НГТУ. Кроме того, в Учебный центр могут обращаться лица, желающие повысить свой образовательный уровень.

Лица, пользующиеся услугами Учебного центра, имеют право:

  • пользоваться лабораториями, аудиториями, библиотеками, читальными залами и другими учебными и учебно-вспомогательными подразделениями университета;
  • вносить в установленном порядке предложения по совершенствованию системы платных образовательных услуг.

Лица, пользующиеся услугами Учебного центра, обязаны:

  • посещать учебные занятия и выполнять все виды работы, установленные учебными планами и программами;
  • выполнять правила внутреннего распорядка HГТУ;
  • своевременно вносить плату за предоставляемые образовательные услуги.

Организация работы Учебного центра

1. Учебный центр создается на базе факультета, на базе конкретной кафедры или является самостоятельным структурным подразделением НГТУ и в своей учебной и методической работе отчитывается перед ректоратом университета.

2. Учебный центр осуществляет свою деятельность на принципах хозрасчета, развивает свою материально-техническую базу и вносит вклад в укрепление учебно-материальной базы факультета, кафедры, университета.

3. Обучение лиц, пользующихся услугами Учебного центра, осуществляется преподавательским составом кафедр НГТУ и внешними преподавателями - совместителями.

4. Прием на работу и увольнение преподавателей и сотрудников Учебного центра проводится в порядке, установленном в университете.

5. Структура и штатное расписание Учебного центра утверждаются ректором НГТУ по представлению директора Учебного центра.

6. Директор Учебного центра подчиняется проректору университета по учебной работе.

Структура Учебного центра

Руководящим органом Учебного центра является Совет, состоящий из председателя совета, директора и исполнительного директора.

Председатель Совета несет непосредственную ответственность за организацию учебного процесса, формирование учебных планов и рабочих программ.

Непосредственное руководство всей деятельностью Учебного центра осуществляет директор Учебного центра, назначенный ректором НГТУ. Директор организует всю работу Учебного центра и несет полную ответственность за его деятельность. Финансовые операции Учебного центра осуществляются через бухгалтерию НГТУ.

Директор наделяется финансовой самостоятельностью в пределах сметы расходов по Учебному центру, утверждаемой ректором НГТУ. Исполнительный директор несет ответственность за организацию учебного процесса и формирование групп, осуществляет контроль за своевременным поступлением платы за обучение и движением денежных средств на лицевом счете Учебного центра.

Для проведения занятий с лицами, пользующимися услугами Учебного центра, привлекаются преподаватели кафедр университета и сторонние специалисты на условиях заключенного договора возмездного оказания услуг или по трудовым соглашениям в соответствии с объемом проводимых занятий.

Права и обязанности профессорско-преподавательского состава и административно-хозяйственного персонала определяются правилами внутреннего распорядка и должностными инструкциями НГТУ.

Права Учебного центра

В области финансов Учебный центр имеет право:

  • разрабатывать обоснование стоимости обучения слушателей в зависимости от вида, сроков и специализации обучения;
  • считать переходящими на следующий финансовый год не израсходованные средства основных статей сметы (зарплата, оборудование);
  • списывать с баланса в установленном порядке морально и физически устаревшее оборудование, инвентарь и материалы;
  • в соответствии с действующим в НГТУ Положением о внебюджетной деятельности использовать сэкономленные средства по фонду заработной платы на премирование, на установление надбавок и доплат за хорошие показатели в работе или за увеличение объема работ. Экономия по остальным статьям используется на укрепление материально-технической базы;
  • направлять в установленном порядке работников Учебного центра в служебные командировки за счет своих средств в пределах утвержденной сметы, Учебный центр имеет право в области труда и заработной платы разрабатывать структуру Учебного центра и штаты в пределах установленного фонда заработной платы.
  • изменять в установленном порядке квалификационные разряды работникам Учебного центра в пределах фонда заработной платы.

Формирование и распределение доходов Учебного центра

Формирование доходов происходит за счет платежей, вносимых слушателями Учебного центра за предоставленные им образовательные услуги. Смета затрат, определяющая стоимость образовательных услуг, включает в себя затраты по заработной плате с начислениями и прямые расходы, связанные с осуществлением образовательного процесса в Учебном центре, а также накладные расходы НГТУ.

Плата за образовательные услуги вносится через кассу НГТУ или перечисляется безналично. В любом случае, деньги зачисляются на расчетный счет НГТУ с отражением в лицевой карточке Учебного центра.

Контроль за своевременным поступлением платы за предоставляемые образовательные услуги и контроль за движением средств на лицевом счете Учебного центра возлагаются на исполнительного директора.

Поступившие средства распределяются в следующем порядке:

30 % - формирование доходной части централизованного раздела бюджета НГТУ;

70 % - расходы Учебного центра. К ним относятся:

  • заработная плата преподавателям, проводящим занятия;
  • заработная плата штатным работникам Учебного центра;
  • начисления на заработную плату;
  • премии, надбавки и доплаты штатным работникам Учебного центра;
  • расходы на развитие материально-технической базы Учебного центра, в т. ч. на оборудование, материалы и прочее;
  • текущие расходы, связанные с учебным процессом Учебного центра.

Фонд заработной платы с начислениями составляет не более 55 % расходов. Остальные средства поступают в фонд развития.


Приложение 3

Положение об оплате труда в НГТУ

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает основные принципы оплаты труда и распространяется на работников всех категорий, включая совместителей, и является составной частью коллективного договора.

2. Основой для настоящего положения являются действующее законодательство, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы и постановлениz Минобразования РФ или ранее действующих органов управления высшей школой, правопреемником которых является Минобразования РФ.

В случае выхода новых нормативных актов по вопросам оплаты труда администрация университета вносит по согласованию с профкомом соответствующие изменения в структуру оплаты труда или вносит в нее новые структурные составляющие.

3. Управление фондом оплаты труда, в соответствии с действующим Положением, осуществляет ректор или лицо, его замещающее.

4. Оперативное управление работами, связанными с вопросами оплаты труда, реализацией настоящего положения и использованием фонда оплаты труда, осуществляет первый проректор через планово-финансовый отдел НГТУ.

5. Контроль за соблюдением настоящего положения возлагается на Ученый совет и профсоюзный комитет. Результаты контроля являются основной частью отчета о выполнении коллективного договора.

6. Заработная плата при наличии кредита от федерального органа управления, как правило, выплачивается в два этапа: аванс и полный расчет.

II. Структура заработной платы

1. Каждому работнику вуза гарантируется выплата минимального уровня заработной платы, включающего в себя:

  • оклад по разряду ETC в соответствии с квалификационными требованиями к занимаемой должности и результатами аттестации;
  • доплата профессорско-преподавательскому составу (ППС) за выполнение обязанностей заведующего кафедрой, заместителя декана, декана в соответствии с действующими нормативными актами и решениями Ученого совета университета;
  • доплата работникам, имеющим ученую степень доктора наук или кандидата наук, занимающим должности доцентов и профессоров, имеющим ученое звание доцентов и профессоров, в соответствии с действующими нормативными актами и решениями Ученого совета.
  • доплата ППС на приобретение литературы в соответствии с действующими нормативными актами;
  • надбавку за работу в ночное время, за работу во вредных условиях труда в соответствии с трудовым законодательством;
  • надбавки в связи с наличием в подразделении свободных ставок или превышением сверх установленной в университете нормы нагрузки на одного преподавателя на кафедре;
  • другие надбавки и доплаты, устанавливаемые нормативными актами и решениями Ученого совета университета.

2. В особых случаях сотрудникам выплачиваются премии и материальная помощь.

3. Выплата заработной платы для работников, выполняющих учебную нагрузку на основе почасовой оплаты, производится по расценкам, устанавливаемым приказом по НГТУ в соответствии с нормативными актами, рекомендациями Минобразования РФ, решениями Ученого совета.

4. Оплата работ разового характера производится на основе индивидуальных трудовых соглашений или договоров подряда, заключаемых в соответствии с действующим законодательством.

5. За достижение особых успехов в работе, выполнение важных заданий по развитию подразделения, участие в дополнительных работах, не связанных с должностными обязанностями, сотруднику назначаются при наличии свободных средств дополнительные выплаты.

III. Общие принципы оплаты труда

1. Основой для определения зарплаты сотрудников университета является единая тарифная сетка (ETC).

Переаттестация, если к этому есть объективные причины, проводится один раз в год на начало нового финансового года. Внеочередная переаттестация проводится в связи с присуждением ученых званий и степеней.

2. Форма оплаты труда в НГТУ, в части выплат по ETC и обязательных надбавок и доплат, является повременной, а в части остальных выплат - сдельно-премиальная.

3. При выходе нормативных документов по переходу на новую минимальную зарплату, переходу на новый уровень оплаты труда по первому разряду ETC, новые дополнительные выплаты отдельным категориям работников в НГТУ осуществляются после получения соответствующего финансирования из Минобразования РФ, кроме случаев с отдельными работниками, у которых полные выплаты по заработной плате ниже определенного законом минимума.

4. При получении средств на компенсацию задержки введения нового минимума по ETC в первую очередь компенсируются гарантированные выплаты.

5. Плановый базовый фонд оплаты труда (ФОТБ) университета определяется объемом финансирования университета Министерством образования РФ и доводится до сведения коллектива университета.

Если текущее месячное финансирование превышает сумму, необходимую для обеспечения планового базового ФОТб, администрация либо после аккумулирования этих дополнительных средств за несколько месяцев, либо сразу выплачивает их по одному из вариантов:

  • в виде разовой надбавки как равный процент от зарплаты сотрудников текущего (или предыдущего) месяца;
  • путем увеличения в разовом порядке на текущий месяц только ставок по ETC работающих в НГТУ сотрудников на единый для всех категорий сотрудников процент (тарифный коэффициент университета).

6. Плановый базовый ФОТБ университета делится на основной фонд оплаты труда университета (ФОТО) и фонд администрации (ФОТа)

ФОТБ = ФОТО + ФОТа.

ФОТа устанавливается в размере 5 % от ФОТБ. Большая величина ФОТазапрашивается ректоратом и утверждается Ученым советом. Он выделяется для установления персональных надбавок руководителям структурных подразделений, установления персональных надбавок отдельным сотрудникам за выполнение особо важных работ. Об уровне этих надбавок и величине средств, направляемых на эти цели, ректорат информирует Ученый совет и профком.

7. В университете устанавливается предельное соотношение между средней и максимальной оплатой труда сотрудников, которое может обеспечиваться в том числе и за счет внебюджетных средств. Данное соотношение, по предложению администрации, утверждается Ученым советом университета.

8. В тех случаях, когда декан, член ректората одновременно заведует кафедрой, на кафедре вводится должность заместителя заведующего кафедрой, на которую распространяется порядок соответствующих доплат и надбавок за счет централизованных фондов; заведующему кафедрой при этом планируется только соответствующая действующим нормативам нагрузка.

9. Руководители структурных подразделений и их заменяющие не имеют право назначать себе надбавки и дополнительные выплаты из ФОТ подразделения, кроме случаев, предусмотренных настоящим положением.

10. Порядок назначения надбавок и сдельно-премиальных выплат в подразделении утверждается коллективом подразделения.

11. Рекомендуется заполнять штатное расписание кафедры или структурного подразделения не менее чем на 70 %.

IV. Структура основного фонда оплаты труда университета

1. Основной ФОТ университета делится на фонд заработной платы сотрудников по ETC (ФЗПетс), фонд обязательных выплат (ФЗПОВ), резервный фонд оплаты труда (ФЗПР) и сдельно-премиальный фонд оплаты труда (ФЗПСД).

ФОТО= ФЗПетс+ ФЗПОВ+ ФЗПР+ ФЗПСД.

2. ФЗПетс формируется за счет ассигнований по статье "Заработная плата" в приоритетном порядке для гарантированных выплат по ETC в соответствии со штатным расписанием университета.

3. ФЗПОВ формируется в приоритетном порядке для гарантированной выплаты обязательных надбавок и доплат. Выплаты из ФЗПОВ осуществляются в централизованном порядке бухгалтерией университета.

При недостаточности госбюджетных средств по оплате труда для формирования ФЗПетс и ФЗПОВ привлекаются внебюджетные средства университета.

4. ФЗПР формируется за счет ассигнований по оплате труда для оплаты:

  • учебной нагрузки работников, в плановом порядке выполняющих работу, которая не включается в объемы работы кафедр, по почасовой системе;
  • работ разового характера на основе соглашений и договоров подряда;
  • ночных работ, работ в праздничные дни в установленном законодательством порядке;
  • работы во вредных условиях;
  • компенсаций за неиспользованный отпуск;
  • пособий при сокращении работников;
  • разовых вознаграждений;
  • материальной помощи работникам вуза;
  • в других непредвиденных случаях.

Выплаты из указанного фонда осуществляются в персональном порядке.

Для формирования ФЗПР могут быть привлечены централизованные внебюджетные средства университета и внебюджетный фонд оплаты труда подразделений.

5. Объем средств, направляемых в ФЗПР, определяется ректором и утверждается Ученым советом университета.

6. Неиспользованные в текущем месяце средства ФЗПР аккумулируются для выплат в соответствии с п. 5. раздела III.

7. ФЗПСД предназначен для выплат стимулирующего характера работникам университета за достижение особых успехов в работе и повышение квалификации, выполнение важных заданий по развитию подразделения, участие в дополнительных работах, не определенных должностной инструкцией и др. ФЗПСД образуется за счет ассигнований по оплате труда как остаточная часть основного ФОТО университета и может меняться в течение года. Для формирования ФЗПСД, по решению ректората, могут быть привлечены централизованные внебюджетные средства университета.

8. Сдельно-премиальный фонд университета (ФЗПСД) делится на основной сдельно-премиальный фонд университета (ФЗПОСД) и сдельно-премиальный фонд оперативного управления (ФЗПОУСД)

ФЗПСД = ФЗПОСД + ФЗПОУСД

ФЗПОСД предназначен для определения основных сдельно-премиальных выплат подразделений, порядок его использования изложен в разделе VI настоящего положения.

ФЗПОУСД устанавливается в размере 30% от ФЗПОСД. Большая часть ФЗПОУСД запрашивается ректоратом и утверждается Ученым советом.

Он выделяется для изменения сдельно-премиальной части оплаты труда отдельных категорий работников или подразделений, установления премиальных выплат руководителям структурных подразделений и ректората. О структуре выплат из этого фонда ректорат информирует Ученый совет и профком.

V. Порядок распределения между подразделениями и использование ФЗПетс

1. Фонд заработной платы по ETC университета делится планово-финансовым отделом на следующие составляющие:

  • ФЗПетс профессорско-преподавательского состава университета (ФЗПППСЕТС) в соответствии со штатным расписанием ППС университета. Порядок распределения ФЗПППСЕТС между кафедрами приведен в приложении 1;
  • ФЗПетс учебно-вспомогательного состава кафедр (ФЗПУВПЕТС) в соответствии со штатным расписанием УВП университета. Порядок распределения ФЗПУВПЕТС между кафедрами приведен в приложении 2;
  • ФЗППЕТС всех остальных структурных подразделений университета, находящихся на бюджетном финансировании в соответствии с их штатными расписаниями.

2. Численность и номенклатура должностей в штатном расписании подразделения определяется по действующим нормативам или при их отсутствии решением ректората.

3. При расчете ФЗПетс подразделения учитываются как занятые, так и вакантные ставки штатного расписания.

4. ФЗПетс подразделения используется для:

  • назначения окладов по ETC штатным сотрудникам и совместителям;
  • назначения надбавок сотрудникам подразделения за счет вакантных ставок и временно отсутствующих в подразделении работников;
  • приема на временную работу работника на срок отсутствия штатного работника или наличия вакансии;
  • приема работников с индивидуальной формой оплаты (почасовой оплаты, трудовые соглашения).

VI. Порядок образования и использования ФЗПСД подразделений

1. В университете вводится коэффициент сдельно-премиальной части фонда оплаты труда:

КСД = ФЗПОСД / ФЗПЕТС

2. Для конкретной группы подразделений величина указанного коэффициента (КПСД) уточняется и устанавливается в зависимости от категории персонала с целью принятого Ученым советом соотношения в средней заработной плате по категориям сотрудников.

3. Сдельно-премиальная часть ФОТ подразделения определяется следующим образом:

ФЗППСД = КПСД ФЗППЕТС

4. ФЗПСД для руководителей подразделений в подразделения не выдаются, а назначаются отдельно приказом ректора (и выплачиваются из ФЗПОУСД).

5. ФЗППСД подразделения распределяется между его сотрудниками руководителем подразделения на основании принятого в нем положения.

6. Ректорат имеет право при ненадлежащем выполнении плановых работ, снижении активности и невыполнении заданий администрации сократить ФЗППСД подразделения, при этом полностью лишить руководителя сдельно-премиальных выплат. При нарушении трудовой дисциплины, других обязательных требований к работникам ректор вправе лишить виновного работника сдельно-премиальных выплат. При этом ФЗПСД подразделения уменьшается на величину, соответствующую расчетной доли виновного работника в ФЗППСД, и направляется в ФЗПР (резервный фонд оплаты труда).

8. Указанные в п. 6 санкции оформляются приказом по университету с указанием причин. 9. Действия ректора в соответствии с пп. 6 и 7 могут быть обжалованы в установленном законодательством порядке. 10. Руководитель подразделения имеет право лишить полностью сдельно-премиальных выплат сотрудника за невыполнение порученных ему работ и заданий. ФЗППСД при этом не уменьшается.

Порядок использования внебюджетного фонда оплаты труда административно-хозяйственного персонала

1. Внебюджетный фонд оплаты труда всех общеуниверситетских отделов и служб (кроме кафедр и факультетов) формируется из доходов централизованного раздела бюджета университета за счет собственных доходов.

2. Цель формирования данного раздела - дополнительная оплата труда административного и хозяйственного персонала (исключая руководителей) за дополнительный объем работы по обеспечению всей внебюджетной деятельности университета.

3. Дополнительный внебюджетный фонд оплаты труда подразделения рассчитывается в соответствии с определенным коэффициентом к его основному бюджетному ФОТ по штатному расписанию. Коэффициент для каждого подразделения или группы подразделений устанавливается решением администрации. При этом учитывается объем и сложность дополнительной нагрузки подразделения в связи с обеспечением всей внебюджетной деятельности университета.

4. Технический расчет дополнительного внебюджетного ФОТ в соответствии с коэффициентом подразделения выполняет ПФО. 5. Расчет выполняется раз в год при утверждении бюджета университета и может корректироваться в начале второго полугодия одновременно с корректировкой бюджета НГТУ.

6. Рассчитанный на месяц внебюджетный ФОТ подразделения выдается его руководителю, который распределяет эти средства между сотрудниками подразделения в виде надбавок за увеличение объема работы в соответствии с Положением, действующим в подразделении.

7. Ответственность за целевое использование внебюджетного ФОТ несет руководитель подразделения или лицо, его замещающее.

Порядок использования централизованного внебюджетного фонда оплаты труда

1. Централизованный внебюджетный фонд оплаты труда формируется из собственных доходов централизованного раздела бюджета университета.

2. Цель формирования данного фонда - оплата труда руководителей общеуниверситетских структурных подразделений, отделов и служб, заведующих кафедрами за дополнительный объем работы по организации и обеспечению внебюджетной деятельности университета.

3. Размер централизованного внебюджетного фонда оплаты труда определяется раз в год при утверждении бюджета университета и может корректироваться в начале второго полугодия одновременно с корректировкой бюджета НГТУ. В абсолютном значении централизованный внебюджетный фонд не должен превышать 5 % (с начислениями) от общего объема собственных доходов университета.

4. Оплата труда руководителей за организацию и обеспечение внебюджетной деятельности университета осуществляется в виде надбавки за увеличение объема работы, которое устанавливается отдельным приказом за подписью ректора или первого проректора.

5. Размер надбавки определяется ректоратом персонально для каждого руководителя с учетом категории подразделения, объема и сложности дополнительной работы руководителя по организации и обеспечении внебюджетной деятельности, а также ответственности за выполнение возложенных на него функций.

6. Руководитель структурного подразделения может быть непосредственным исполнителем дополнительной образовательной услуги (работы) в хозрасчетных подразделениях университета в качестве преподавателя. В этом случае исполнение дополнительной контрактной учебной нагрузки оплачивается по трудовому соглашению по утвержденным ставкам почасовой оплаты. Общий объем дополнительной преподавательской работы руководителя структурного подразделения не должен превышать 240 часов за год.

7. Руководитель структурного подразделения может быть руководителем хоздоговорной, госбюджетной НИР. Его оплата труда за эту работу устанавливается в соответствии с основными квалификационными требованиями для руководящих научных работников, в соответствии с утвержденной сметой по соответствующей работе, и должна быть согласована с проректором по виду деятельности.

8. Руководитель структурного подразделения решением ректората может быть назначен ответственным за выполнение или привлечен к выполнению отдельного проекта, гранта, программы; может быть назначен руководителем хозрасчетного структурного подразделения. В этом случае размер денежного вознаграждения за должностную работу, ее срочность, объем и качество определяет ректорат в пределах сметы по проекту, гранту или программе.

9. Для руководителей хозрасчетных структурных подразделений все выплаты осуществляются за счет средств соответствующих подразделений. Суммарная заработная плата руководителя хозрасчетного подразделения не должна превышать в месяц трехкратной средней заработной платы сотрудников этого подразделения.

10. Руководитель производственного структурного подразделения может быть непосредственным исполнителем внебюджетного производственного заказа. В этом случае его работа оплачивается по договору подряда в соответствии с фактически выполненным объемом работы по действующим тарифам и расценкам. Эта оплата труда осуществляется из внебюджетного ФОТ производственного подразделения.

11. Размер оплаты труда руководителя структурного подразделения за административную работу по организации и обеспечению внебюджетной деятельности не должен превышать трехкратной внебюджетной оплаты из расчета в среднем за месяц на одного сотрудника этого подразделения.

12. Ответственность за целевое использование средств фонда возложена на ректора университета.


Приложение 4

Положение об оказании платных услуг производственными подразделениями НГТУ

1. Внебюджетная деятельность производственного подразделения является дополнительным источником средств, направляемых на развитие его материально-технической базы, на улучшение материального положения его сотрудников, в том числе, на оплату их труда.

2. В рамках внебюджетной деятельности сотрудники подразделения могут выполнять заказы, соответствующие профилю подразделения и поступающие:

  • от сторонних организаций (юридических лиц);
  • от частных лиц со стороны;
  • от сотрудников НГТУ как частных лиц.

3. Внебюджетный заказ оформляется на основе личного заявления частного лица или письма организации-заказчика экономистом подразделения с обязательной калькуляцией затрат и определением договорной цены.

4. Смета затрат по заказу должна включать:

  • перечень, количество, стоимость материалов, необходимых для его выполнения;
  • затраты по заработной плате;
  • накладные расходы подразделения и НГТУ.

5. При необходимости для правильной калькуляции материальных и трудовых затрат заказчик по требованию экономиста подразделения должен приложить к заявлению (письму) чертежи заказываемого изделия.

6. Заявление (или письмо организации) вместе со сметой затрат на бланке заказа передаются ректору или проректору, курирующему работу подразделения, для получения разрешения на выполнение заказа.

7. Разрешающая подпись ставится на заявлении (письме организации) и на бланке заказа.

8. Получив разрешение, заказчик оплачивает стоимость заказа через кассу НГТУ или безналичным перечислением.

9. Начальник подразделения дает указание о выполнении заказа, имея:

  • оформленный бланк заказа с разрешающей подписью ректора (проректора, курирующего подразделение);
  • квитанцию об оплате заказа.

10. Принимая оплату заказа наличными или безналично, бухгалтерия НГТУ зачисляет деньги на расчетный счет университета.

11. Экономист (нормировщик) подразделения по каждому внебюджетному заказу оформляет наряды на рабочих, которые его выполняют.

12. После того как выполнение заказа завершено, бланк заказа передается ректору (проректору, курирующему подразделение) для окончательного утверждения затрат по заказу. На бланке заказа обязательна отметка экономиста подразделения о сумме предоплаты.

13. Начальник подразделения дает разрешение на отпуск (вывоз) изделия по заказу, если его выполнение утверждено ректором (проректором) и полностью оплачено.

14. Ежемесячно до 28 числа экономист подразделения сдает в ПФО:

  • бланки заказов, выполненных в текущем месяце;
  • наряды по этим заказам;
  • материальный отчет по объемам выполненных внебюджетных работ, в котором указываются:
  • общий объем выполненных работ;
  • начисленная заработная плата;
  • стоимость материалов;
  • накладные расходы.

15. Оплата труда:

  • для рабочих оформляется юридически по договорам подряда в пределах сумм, начисленных по нарядам;
  • для административно-хозяйственного персонала как для работающих по совместительству по хозяйственным договорам в пределах накладных расходов подразделения, включенных в смету внебюджетных заказов.

16. Все движение денежных средств по внебюджетной деятельности подразделения (поступившая сумма оплаты, заработная плата, стоимость списанных материалов, списанные накладные расходы) отражается в лицевой карточке внебюджетных работ подразделения.

17. ПФО в лицевой карточке подразделения ведет учет общего объема выполненных бюджетных и внебюджетных работ.

18. Средства, поступившие за оказанные услуги, распределяются в следующем порядке:

  • возмещение прямых материальных затрат по выполненным заказам согласно сметам;
  • оплата труда рабочих с начислениями согласно расчетам по смете;
  • из оставшейся части средств 50 % направляется на формирование доходной части централизованного раздела бюджета НГТУ; 25 % - фонд накладной заработной платы с начислениями административно-хозяйственного персонала подразделения; 25 % - фонд развития МТБ подразделения.

19. На основе личного заявления начальника производственного подразделения с разрешения НГТУ подразделение может выпускать товары народного потребления для последующей реализации на рынке.

Порядок оформления заказа, нарядов в этом случае соответствует указанному выше. Оплата труда осуществляется только после поступления на расчетный счет средств за реализованный товар и списания накладных расходов НГТУ, а также материалов. 20. Ответственность за целевое использование внебюджетных средств возлагается на его руководителя.


Приложение 5

Общее положение о внебюджетной деятельности в НГТУ

1. Внебюджетной деятельностью будем называть возмездную деятельность коллектива университета, которая является источником собственных доходов.

2. Классификация внебюджетной деятельности.

2.1. Образовательные услуги:

  • первое высшее образование с полным возмещением затрат для отечественных и иностранных студентов по типовым и индивидуальным планам;
  • второе высшее образование;
  • переподготовка, дополнительное образование, повышение квалификации;
  • поствысшее образование (аспирантура, докторантура) по индивидуальным планам с полным возмещением затрат;
  • дополнительные образовательные услуги по индивидуальным программам подготовки магистров и дипломированных специалистов, в терминальных классах, в спортивных сооружениях, в библиотечных фондах.

2.2. Научная деятельность, в частности, выполнение договорных научных работ.

2.3. Сдача в аренду помещений, не предназначенных для учебного процесса.

2.4. Услуги:

  • оказание услуг силами сотрудников административных и производственных подразделений по видам работ, не входящим в их основные обязанности;
  • реализация литературы через киоск сверх комплектации библиотечных фондов;
  • сдача драгметаллов, реализация лома;
  • услуги общежитий, профилактория, детских дошкольных учреждений, спортивно-оздоровительных лагерей.

2.5. Другие источники собственных доходов:

  • спонсорская помощь и взносы целевого назначения;
  • дивиденды, курсовая разница и т. п.

3. Внебюджетная деятельность разрешена всем структурным подразделениям университета. Для ее организации необходимо разработать и утвердить Положение о внебюджетной деятельности подразделения, разработать и утвердить плановую смету доходов и расходов подразделения по внебюджетной деятельности, открыть индивидуальный лицевой счет для учета движения средств подразделения по внебюджетной деятельности.

4. Положение о внебюджетной деятельности подразделения разрабатывается его коллективом, согласуется с ПФО и бухгалтерией НГТУ, утверждается ректором. В Положении формулируются следующие основные пункты:

4.1. Цель организации внебюджетной деятельности.

4.2. Задачи подразделения по ее реализации.

4.3. Виды внебюджетных работ и услуг.

4.4. Порядок оказания услуг и выполнения работ.

4.5. Принципы расчета стоимости работ и услуг.

4.6. Порядок взимания оплаты за выполненные работы и оказанные услуги.

4.7. Порядок распределения поступивших денежных средств.

4.8. Обязанности, права, ответственность исполнителей услуг и руководителей внебюджетной деятельности.

5. Если внебюджетная деятельность подразделения стабильна, то в пределах имеющихся доходов по инициативе руководителя подразделения может быть рассчитано внебюджетное штатное расписание. Оно оформляется в соответствии с общими требованиями ЕТКС и утверждается ректором НГТУ.

6. На сотрудников, принятых в подразделение по внебюджетной деятельности на штатные должности, распространяется действие Трудового кодекса РФ и всех нормативных документов университета. Особым условием трудового договора в этом случае следует указывать его прекращение в связи с отсутствием у подразделения средств на оплату труда по внебюджетной деятельности сотрудника.

7. Распределение средств от внебюджетной деятельности подразделения между университетом и подразделением:

30 % - на формирование доходной части централизованного раздела бюджета НГТУ;

70 % - на обеспечение собственных расходов подразделений.

8. Рекомендуется в составе собственных расходов до 55 % направлять на оплату труда сотрудников подразделения за внебюджетную деятельность (до 52 % для кафедр) и не менее 14 % направлять на обеспечение внебюджетной деятельности и развитие МТБ подразделения.

Примечание: При организации обучения по второму высшему образованию хозрасчетное структурное подразделение в смете расходов по материально-техническому обеспечению учебного процесса (из 14 % средств) по согласованию с заведующими кафедрами может до 5 % средств предусматривать и выделять на развитие МТБ кафедр. Принятое по этому поводу решение оформляется отдельным соглашением между хозрасчетным структурным подразделением и кафедрами в части организации второго высшего образования.

9. Оплата труда сотрудников за внебюджетную деятельность осуществляется в соответствии с Положением, принятым в подразделении.

10. Исключение из правила по п. 7. и рекомендации по п. 8. может быть сделано на ограниченный срок для подразделения по объективным обстоятельствам, изложенным в докладной руководителя на имя ректора.

11. Для реализации отдельных перспективных и развивающихся видов внебюджетной деятельности в университете создаются самостоятельные хозрасчетные структурные подразделения. Их деятельность организуется в соответствии с вышеизложенными пунктами настоящего Положения.

12. Движение внебюджетных денежных средств подразделений осуществляется через расчетный счет и кассу университета.

13. Контроль за движением средств, обработку финансовой и бухгалтерской документации выполняют ПФО и бухгалтерия университета.

14. Ответственность за целевое использование внебюджетных средств несет руководитель подразделения.

15. Средства от сдачи площадей в аренду направляются на формирование доходной части централизованного бюджета НГТУ в размере 100 %.

16. Если арендатор размещается на нормативных площадях подразделения, то доходы от аренды делятся в следующей пропорции: 25 % - на формирование доходной части централизованного раздела бюджета НГТУ; 75 % - на развитие МТБ подразделения.

Примечание: Нормативными считаются площади, выделенные администрацией университета подразделению для осуществления его основной деятельности и рассчитанные в соответствии с принятыми в НГТУ нормативами.

17. Внебюджетная научная деятельность регулируется отдельным Положением.

18. Спонсорская помощь, целевые взносы в размере 100 % направляются на формирование доходной части централизованного раздела бюджета НГТУ, если их целевое назначение - развитие учебного процесса и МТБ на общеуниверситетском уровне.

19. Спонсорская помощь, целевые взносы в размере 100 % направляются на лицевой счет подразделения, факультета, кафедры, если их назначение - развитие учебного процесса и МТБ соответствующей структуры.

20. Дивиденды и тому подобные доходы в размере 100 % направляются на формирование доходной части централизованного раздела бюджета НГТУ.

21. Ответственность за целевое использование средств, направляемых на формирование доходной части централизованного раздела бюджета университета, несет ректор.

Примечание: образцы Положений хозрасчетных структурных подразделений приведены в Приложении 1 и 2.


Приложения // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - N 4(27). С. 29-45


BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Ирина Александровна Лиман
Университетское управление. 2005.  № 5(38). С. 31-39. 
[Статья]
Вера Евстафьевна Андреева
Университетское управление. 2005.  № 5(38). С. 40-43. 
[Статья]
Сергей Всеволодович Кортов
Университетское управление. 2004.  № 1(29). С. 61-68. 
[Статья]
Joshua D. Angrist, Daron K. Acemoglu
NBER Working Paper. 1999.  No. 7444.
[Статья]
Елена Владимировна Осипова, Александр Бенционович Гофман, Анатолий Иванович Ковалев, Марина Самуиловна Ковалева, Леонид Григорьевич Ионин, Пиама Павловна Гайденко
[Книга]
Роман Григорьевич Стронгин, Борис Ильич Бедный, Григорий Артурович Максимов, Алексей Андреевич Миронос
Университетское управление. 2006.  № 2(42). С. 45-51. 
[Статья]