Эксоцман
на главную поиск contacts

Проблема доступности высшего образования для инвалидов

английская версия

Опубликовано на портале: 17-07-2006
Авторы обобщают отечественный опыт реализации в нашей стране целевых программ подготовки студентов-инвалидов в ряде вузов (МГТУ им. Баумана, Московский институт-интернат, Новосибирский государственный технический университет, Московский городской педагогический университет и др.). Исследуются особенности адаптации инвалидов к специфической социокультурной среде вуза. Освещается зарубежный и отечественный опыт изучения отношения инвалидов к получению высшего образования. Приводятся результаты исследования, реализованного группой саратовских социологов в 2002-2003 гг. Материалом для анализа послужили интервью с 34 экспертами (в Саратове, Самаре, Москве, Челябинске), итоги опроса преподавателей (N=106) и студентов в Саратове (N=266) и Челябинске (N=100), а также данные о молодых инвалидах Саратовской области, нуждающихся в профессиональном образовании разного уровня (N=842). Для выявления особенностей и проблем интеграции были проведены интервью со студентами и абитуриентами инвалидами и два кейс-стади интеграции детей инвалидов в общеобразовательной школе в г. Самара. Подробно приводятся сравнительные результаты опроса в саратовских и челябинских вузах (в Челябинском госуниверситете уже несколько лет успешно развивается программа интегрированного образования инвалидов). В заключении отмечается, что несмотря на то, что действующее федеральное законодательство гарантирует льготы для абитуриентов с инвалидностью, ряд факторов делает их поступление в вуз проблематичным. Это относится, в частности, к отсутствию в вузах соответствующей обустроенности аудиторий, столовых, библиотек, необходимой с учетом нужд инвалидов мебели, медицинских кабинетов и т.д. Отмечается, что интеграция инвалидов в общество и в образовательную среду должна начинаться с дошкольного и школьного образования и продолжаться в системах дополнительного и высшего образования. И здесь основное препятствие состоит в отсутствии в системе высшего образования реабилитационной компоненты, которая требует дополнительных бюджетных ассигнований и должна предоставляться наряду с образовательными услугами.
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Любовь Николаевна Титова, Ольга Петровна Синельникова
Университетское управление. 2005.  № 4(37). С. 78-80. 
[Статья]
Ольга Владимировна Новожилова
Социологические исследования. 2001.  № 2. С. 130-134. 
[Статья]
Яна Михайловна Рощина
Экономическая социология. 2003.  Т. 4. № 1. С. 13-20. 
[Статья]
Яна Михайловна Рощина
Университетское управление. 2005.  № 1(34). С. 69-79. 
[Статья]
Marsel Hetu, Влад Е. Генин
Социологические исследования. 2003.  № 10. С. 61-66. 
[Статья]