Эксоцман
на главную поиск contacts

Социальная реабилитация "нетипичных" детей

английская версия

Опубликовано на портале: 03-05-2006
Рассматриваются проблемы выбора адекватных практик взаимоотношений с нетипичными детьми (отличными от обычных вследствие физических нарушений и функциональных ограничений после перенесенных заболеваний, ввиду отклонений или недостатков интеллектуального развития и т.д.) в обычных школах и детских дошкольных учреждениях. Рассказывается об опыте работы с нетипичными школьниками в Норвегии в так называемых ресурсных центрах. Автор в ходе стажировки в университете Осло посетила несколько таких центров, в том числе Skadalen kompetansesenter – ресурсный центр для обучения детей с нарушениями слуха и слепо-глухих детей, куда регулярно направляются нетипичные школьники – для полной диагностики, выявления проблем,разработки стратегий нормализации и рекомендаций. В проводимой в школах Норвегии реабилитационной работе с детьми широко применяются технологии помощи, включающие три компоненты – приспособления, действия и отношения, помогающие человеку «осваивать жизненное пространство настолько легко и независимо, насколько это возможно» (с. 86). Представлен также опыт социальной работы с "нетипичными" детьми в США. Отмечается, что идея социального включения связана с теорией семейных систем и программами раннего вмешательства, получившими в США законодательную поддержку в 1975 г. На примере случаев аутизма (психическое заболевание, характеризуется уходом от внешнего мира и замыканием в себе, вплоть до отсутствия реакции на обращения другого человека), показана практика включения больного ребенка в общение с социальным окружением, дополняющего медикаментозное лечение. По мнению автора, основной недостаток медицинских и социально-психологических практик в социальной и медицинской терапии подобных заболеваний, и шире -помощи в лечении и развитии "нетипичных детей" в России заключается в "дискретности осуществления подобных мероприятий" (с. 89). Приведены фрагменты из интервью с родителями таких детей, проведенных автором в Саратовском областном реабилитационном центре. Выводы: Социальное включение аутичных детей в образовательные программы и структуры требует пересмотра концепции и форм профессиональной подготовки медиков, педагогов, социальных работников. Государство призвано задавать тон в организации оказания помощи семьям с "нетипичными детьми", обеспечивать условия для их включения и интеграции в нормальную жизнь.
PDF Document
сохранить
[295 КБ]
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Наталья Юрьевна Данилова
Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 2.
[Статья]
Ваня Ганева
Журнал исследований социальной политики. 2010.  Т. 8. № 3. С. 393-404. 
[Статья]
Елена Коваленко
Журнал исследований социальной политики. 2010.  Т. 8. № 4. С. 519-536. 
[Статья]
Т.В. Смирнова
Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 2. С. 123-133. 
[Статья]
Мария Владимировна Певная, Яна Викторовна Дидковская
Социологические исследования. 2011.  № 4. С. 92-96. 
[Статья]