Социальная реабилитация "нетипичных" детей
Опубликовано на портале: 03-05-2006
Социологические исследования.
2005.
№ 6.
С. 85-94.
Тематический раздел:
Рассматриваются проблемы выбора адекватных практик взаимоотношений с нетипичными
детьми (отличными от обычных вследствие физических нарушений и функциональных ограничений
после перенесенных заболеваний, ввиду отклонений или недостатков интеллектуального
развития и т.д.) в обычных школах и детских дошкольных учреждениях. Рассказывается
об опыте работы с нетипичными школьниками в Норвегии
в так называемых ресурсных центрах. Автор в ходе стажировки в университете Осло посетила
несколько таких центров, в том числе Skadalen kompetansesenter – ресурсный
центр для обучения детей с нарушениями слуха и слепо-глухих детей, куда регулярно
направляются нетипичные школьники – для полной диагностики, выявления проблем,разработки
стратегий нормализации и рекомендаций. В проводимой в школах Норвегии реабилитационной
работе с детьми широко применяются технологии помощи, включающие три компоненты –
приспособления, действия и отношения, помогающие человеку «осваивать жизненное
пространство настолько легко и независимо, насколько это возможно» (с. 86).
Представлен также опыт социальной работы с "нетипичными" детьми в США. Отмечается,
что идея социального включения связана с теорией семейных систем и программами раннего
вмешательства, получившими в США законодательную поддержку в 1975 г. На примере случаев
аутизма (психическое заболевание, характеризуется уходом от внешнего мира и замыканием
в себе, вплоть до отсутствия реакции на обращения другого человека), показана практика
включения больного ребенка в общение с социальным окружением, дополняющего медикаментозное
лечение. По мнению автора, основной недостаток медицинских и социально-психологических
практик в социальной и медицинской терапии подобных заболеваний, и шире -помощи в
лечении и развитии "нетипичных детей" в России заключается в "дискретности осуществления
подобных мероприятий" (с. 89). Приведены фрагменты из интервью с родителями таких
детей, проведенных автором в Саратовском областном реабилитационном центре. Выводы:
Социальное включение аутичных детей в образовательные программы и структуры требует
пересмотра концепции и форм
профессиональной подготовки медиков, педагогов, социальных работников. Государство
призвано задавать тон в организации оказания помощи семьям с "нетипичными детьми",
обеспечивать условия для их включения и интеграции в нормальную жизнь.

сохранить
[295 КБ]
[295 КБ]
Ключевые слова
аутизм дети с отклонениями в развитии детское дошкольное учреждение психиатрия социальная педагогика социальная помощь социальная работа социальное исключение
См. также:
Социологические исследования.
2000.
№ 8.
С. 18-27.
[Статья]
[Интернет-ресурс]
Социологические исследования.
2006.
№ 5.
С. 117-127.
[Статья]
Социологические исследования.
2011.
№ 4.
С. 92-96.
[Статья]