Shaping sociological imagination. The importance of theory.
Опубликовано на портале: 26-09-2006
Социологические исследования.
2005.
№ 10.
С. 64-72.
В данной статье известный польский социолог П. Штомпка исследует особенности постановки
социологического образования и пишет о необходимости качественных теоретических
курсов, в ходе которых у будущих социологов должно формироваться социологическое
воображение. Это понятие он заимствует у Ч. Р. Миллса из книги Sociological Imagination
(N.Y., 1959), но придает ему более широкое значение особого навыка, вырабатываемого
социологом. Данное качество Штомпка характеризует как «способность связывать
все, что случается в обществе, со структурным, культурным и историческим контекстом,
с индивидуальными и коллективными действиями членов социума, при понимании вытекающих
отсюда разнообразия и различий социальных форм» (с.65). В статье рассмотрены
разные способы и формы теоретизирования, получившие широкое распространенные в современной
социологии, отмечена тенденция сближения теоретических исследований с анализом конкретных
социальных проблем, выделено четыре типа теории: (а) объяснительная теория; (б) эвристическая
теория; (в) аналитическая теория; (г) экзегетическая теория. В отношении каждой предложенной
теории Штомпка считает необходимым ставить три вопроса: Теория для чего? Теория для
кого? Теория чего? Сам он отдает предпочтение,
а также рекомендует делать акцент в процессе преподавания студентам на первых двух
типах, считая, что именно они наибольшим образом способствуют развитию социологического
воображения и связывают теоретизирование с конкретным опытом.

Текст статьи
[339 КБ]
[339 КБ]
Ключевые слова
взаимосвязь теории и методологии зарубежные социологические теории объяснительная теория Петр Штомпка социологическое воображение Ч.Р. Миллс
См. также:
Социологические исследования.
2011.
№ 3.
С. 103-107.
[Статья]
Социологические исследования.
2004.
№ 10.
С. 27-30.
[Статья]
Социологические исследования.
2004.
№ 10.
С. 63-72.
[Статья]
Социологические исследования.
1994.
№ 1.
С. 114–122.
[Статья]
Социологические исследования.
2004.
№ 12.
С. 46-54.
[Статья]
Социологические исследования.
2003.
№ 2.
С. 3-7.
[Статья]
Социологические исследования.
2009.
№ 8.
С. 14-24.
[Статья]