Эксоцман
на главную поиск contacts

Общественное мнение у горизонта столетий

английская версия

Опубликовано на портале: 29-11-2006
Тематический раздел:
Смена века: событие или дата? Горизонт, как известно, — понятие сугубо условное и субъективное, в каждый данный момент он определяется позицией наблюдателя, его положением над уровнем моря; видимое до этой границы зависит от наличных средств и опыта наблюдения. Это относится к горизонту времени, особенно в том случае, когда перед нами, как сейчас, самый крупный из доступных простому глазу, вековой рубеж. (Два-три поколения, которые вписываются в столетие, могут быть предметом живой памяти, тогда как одновременно отмечаемый рубеж миллениума — всего лишь предмет хронологических спекуляций.) Несомненно реальна мера человеческого или социального действия, смены поколений, политических эпох или пиков популярности. Каждый такой отрезок времени, измеряемый годами или месяцами, обладает собственным ритмом и структурой, у них "свой век". Век как столетие кажется совершенно искусственной, навязанной извне мерой, которая никакого отношения к реальным процессам не имеет. Но любые реально происходящие социальные процессы протекают при участии внимания, воображения и воли людей. Одна из их функций — задавать структуру времени, не только занятого конкретными делами и планами, но и "пустого". В "вековом" случае структурообразующими являются воображение, ожидание и пр. — не столько практического, сколько идеологического (социально-мифологического) порядка. В человеческом (социальном, массовом) восприятии именно события мифологизированные, именуемые "историческими": победы, катастрофы, прорывы, интриги, разочарования, жертвы и пр., придают некий смысл потоку событий.
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Игорь Васильевич Грошев
Социологические исследования. 2000.  № 12. С. 33-41. 
[Статья]
Александр Анатольевич Ослон
Социологические исследования. 1997.  № 8. С. 109-125. 
[Статья]
Владимир Олегович Рукавишников
Социологические исследования. 2004.  № 11. С. 23-33. 
[Статья]
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2000.  № 4 (48). С. 48-92. 
[Статья]
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2002.  № 2 (58). С. 58-59. 
[Статья]
Аслан Хажисмелович Боров, Елена Георгиевна Муратова
Общественные науки и современность. 2011.  № 4. С. 157-166. 
[Статья]
Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2003.  № 2 (68). С. 77-114. 
[Статья]