Общественное мнение у горизонта столетий
Опубликовано на портале: 29-11-2006
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.
2000.
№ 6 (50).
С. 8-14.
Тематический раздел:
Смена века: событие или дата? Горизонт, как известно, — понятие сугубо условное и субъективное, в каждый
данный момент он определяется позицией наблюдателя,
его положением над уровнем моря; видимое до этой границы зависит от наличных средств и опыта наблюдения.
Это относится к горизонту времени, особенно в том случае, когда перед нами, как сейчас, самый крупный из доступных простому глазу, вековой рубеж. (Два-три поколения, которые вписываются в столетие, могут быть предметом живой памяти, тогда как одновременно отмечаемый
рубеж миллениума — всего лишь предмет хронологических спекуляций.) Несомненно реальна мера человеческого
или социального действия, смены поколений, политических эпох или пиков популярности. Каждый такой отрезок
времени, измеряемый годами или месяцами, обладает собственным ритмом и структурой, у них "свой век". Век как
столетие кажется совершенно искусственной, навязанной
извне мерой, которая никакого отношения к реальным
процессам не имеет. Но любые реально происходящие социальные процессы протекают при участии внимания, воображения и воли людей. Одна из их функций — задавать
структуру времени, не только занятого конкретными делами и планами, но и "пустого". В "вековом" случае структурообразующими являются воображение, ожидание
и пр. — не столько практического, сколько идеологического (социально-мифологического) порядка. В человеческом (социальном, массовом) восприятии именно события
мифологизированные, именуемые "историческими": победы, катастрофы, прорывы, интриги, разочарования, жертвы и пр., придают некий смысл потоку событий.

Текст статьи
[285 КБ]
[285 КБ]
Ключевые слова
См. также:
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.
2000.
№ 4 (48).
С. 48-92.
[Статья]
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.
2002.
№ 2 (58).
С. 58-59.
[Статья]
Общественные науки и современность.
2011.
№ 4.
С. 157-166.
[Статья]
Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии.
2003.
№ 2 (68).
С. 77-114.
[Статья]
Социологические исследования.
2004.
№ 11.
С. 23-33.
[Статья]
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.
2000.
№ 5 (49).
С. 59-60.
[Статья]
Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии.
2005.
№ 6 (80).
С. 25-38.
[Статья]