Эксоцман
на главную поиск contacts

Учебная социологическая литература: разнообразие и потребности

английская версия

Опубликовано на портале: 17-11-2006
Автор рассматривает вопрос о роли и значении изданной в России и Украине новой учебной социологической литературы в качестве средства институционализации социологии, канала передачи академических знаний от старшего поколения к младшему, а также инструмента формирования профессионального мастерства. Анализируются отдельные учебные издания и пособия по социологии, вышедшие в конце XX – начале XXI вв. в России и Украине. Отмечается, что когда в конце 1980-х – начале 1990-х гг. в СССР социология получила статус учебной дисциплины, появилась учебная литература первого поколения, отличавшаяся значительной идеологической нагруженностью (что видно по названиям книг и самой дисциплины - "Марксистско-ленинская социология" ) при игнорировании основных достижений мировой социологической мысли. Ситуация улучшается в первой половине 1990-х годов, когда появляется второе поколение учебной социологической литературы. В ней осуществляется знакомство с теориями западной социологии, но нередко отсутствует ориентация на отечественные реалии. Появились тогда же и учебники по отраслевым социологическим дисциплинам. К третьему поколению автор ориентировочно отнес все последующие (со второй половины 1990-х годов и до текущего момента) учебные издания. Их дополнили публикации переводных учебников (первым из которых стал учебник Гидденса) появление различных хрестоматий, а также фундаментальных трудов классиков мировой социологии. Также рассмотрены словарно-справочные издания. Среди них особо отмечен как заслуживающий внимания библиографический словарь "Социологи России и СНГ XIX-XX вв.". Приведена статистическая таблица по количеству учебников, учебных пособий (отдельно по общей социологии, по отраслевым и специальным направлениям социологической мысли), хрестоматий, словарей и справочников, а также социологических практикумов, изданных на русском и украинском языках в конце XX - начале XXI века. По мнению автора, жесткое деление на "учебную" и "неучебную" литературу не приносит пользы ни преподаванию социологии в вузе, ни социологической науке в целом, а задача учебника - не только обучение теориям, методам и т.д., но и формирование аналитического мышления студента, способности самостоятельно разбираться в существе проблем.
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Виктор Иванович Гараджа, Елена Викторовна Гараджа
[Учебная программа]
Нина Дмитриевна Сорокина
Социологические исследования. 2005.  № 8. С. 120-123. 
[Статья]
Асалхан Ользонович Бороноев, Николай Генрихович Скворцов
Социологические исследования. 2005.  № 8. С. 130-139. 
[Статья]
Оксана Николаевна Козлова, И.С. Болотин
Социологические исследования. 1997.  № 3. С. 93-104. 
[Статья]
Социологические исследования. 1992.  № 10. С. 21-29. 
[Статья]