Эксоцман
на главную поиск contacts

Истоки и структура цивилизационных представлений в Латинской Америке и России (Общее и особенное)

Опубликовано на портале: 21-02-2007
Тематический раздел:
В статье обсуждается получающая все большее распространение концепция пограничных цивилизаций Я.Шемякина, которая помогает анализировать общее и особенное в культурах Латинской Америки и России. Подчеркивая большое значение этой концепции, автор отмечает ее укорененность в библейской парадигме противопоставления "крепкого" и "разделенного" царств и условность традиции использования такого противопоставления в познавательных схемах. На примерах западноевропейской и особенно латиноамериканских и российских цивилизационных концепций демонстрируется, что образы классической, целостной, воплощающей синтез ценностей, а также расколотой, варварской цивилизаций активно использовались для формирования позитивной или негативной самоидентификации как в эпоху становления цивилизационного самосознания в середине XIX в. (Ф.Гизо, Д.С.Милль, Г.В.Ф.Гегель, И.В.Киреевский, Х.Б.Альберди, Д.Ф.Сармьенто), так и на современном этапе его развития (Э.Дуссель, Л.Сеа, А.Ройг, А.Ахиезер, И.Яковенко). Прослеживается связь между становлением такого рода концепций и идентификационным этапом исторического знания, который следует отличать от когнитивного его этапа. Указываются границы применимости подобных подходов.
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Игорь Константинович Пантин
Общественные науки и современность. 2017.  № 1. С. 140–155. 
[Статья]
Игорь Григорьевич Яковенко
Общественные науки и современность. 2017.  № 3. С. 87–96. 
[Статья]
Александр Иванович Селиванов
Социологические исследования. 2008.  № 4. С. 21-26. 
[Статья]