Эксоцман
на главную поиск contacts

Солидарность участников неформальной экономики. На примере стратегий мигрантов и предпринимателей

английская версия

Опубликовано на портале: 25-07-2003
Обсуждаются взаимосвязи, характеризующие неформальную экономику в контексте солидаристских отношений.
Анализируются условия возникновения групповой солидарности: убежденность в себеподобии тех, кто объединен понятием мы. Понятно, что термины солидарность и идентичность не тождественны. Идентичность - это процесс выделения себя из среды других, но необязательно участников конфликтных отношений. Солидарность же базируется на дуализме мы и они, рассматриваемых во взаимном конфликте.
Групповая солидарность имеет место тогда, когда
1) жизненные обстоятельства, присущие группе, осознаются как неблагоприятные;
2) характер несчастий объявляется универсальным для нее;
3) находятся виновные в создавшемся тягостном положении;
4) ситуация облекается определенной риторикой, приобретая устойчивую дискурсную форму.

Солидарность - это особый тип социального взаимодействия, при котором моральное долженствование переводит ресурс идентичности в плоскость реальной деятельности. В этом смысле солидарность противостоит сотрудничеству, как калькулируемому балансу противоречивых интересов. Солидарность здесь выступает способом объяснения неудовлетворенности свои интересов через реализованность интересов социальных контрсубъектов. Солидарность правомерно обсуждать как: феномен сознания; источник социального действия; индикатор субъектности группы.

Далее автор (выделив мифологическое и реальное в практиках солидаризации) анализирует факторы, обусловливающие мигрантскую солидарность, такие, как принижение и угнетение, культурно-лингвистические различия, возможность возвращения домой, национальные и культурные традиции. Собранные данные позволяют раскрыть причины, тормозящие проявление солидарности в российской мигрантской среде, среди которых следует отметить невостребованность компактного проживания мигрантов, их нежелание придавать огласке факт принадлежности к маргинальному слою и др. Что касается предпринимателей, то все прогнозы относительно скорой объективации агентского потенциала данной группы не сбываются. Это связано с аморфностью их политических пристрастий и ничтожностью членства в предпринимательских союзах. Выход из сложившегося тупика видится российскими бизнесменами в симбиозе властных и предпринимательских структур, в неформальных связях их представителей.
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Карин Клеман
Социологические исследования. 2003.  № 5. С. 62-72. 
[Статья]
Виктор Николаевич Овчинников
TERRA ECONOMICUS. 2005.  Т. 3. № 2. С. 14-17. 
[Статья]
Олег Алексеевич Оберемко
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2006.  № 3(79). С. 128-141. 
[Статья]
Татьяна Захаровна Козлова
Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). 1997.  № 8. С. 17-32. 
[Статья]
Марк Львович Энтин
Вестник международных организаций. 2009.  № 2. С. 29-47. 
[Статья]