Эксоцман
на главную поиск contacts

Солидарность участников неформальной экономики. На примере стратегий мигрантов и предпринимателей

английская версия

Опубликовано на портале: 25-07-2003
Обсуждаются взаимосвязи, характеризующие неформальную экономику в контексте солидаристских отношений.
Анализируются условия возникновения групповой солидарности: убежденность в себеподобии тех, кто объединен понятием мы. Понятно, что термины солидарность и идентичность не тождественны. Идентичность - это процесс выделения себя из среды других, но необязательно участников конфликтных отношений. Солидарность же базируется на дуализме мы и они, рассматриваемых во взаимном конфликте.
Групповая солидарность имеет место тогда, когда
1) жизненные обстоятельства, присущие группе, осознаются как неблагоприятные;
2) характер несчастий объявляется универсальным для нее;
3) находятся виновные в создавшемся тягостном положении;
4) ситуация облекается определенной риторикой, приобретая устойчивую дискурсную форму.

Солидарность - это особый тип социального взаимодействия, при котором моральное долженствование переводит ресурс идентичности в плоскость реальной деятельности. В этом смысле солидарность противостоит сотрудничеству, как калькулируемому балансу противоречивых интересов. Солидарность здесь выступает способом объяснения неудовлетворенности свои интересов через реализованность интересов социальных контрсубъектов. Солидарность правомерно обсуждать как: феномен сознания; источник социального действия; индикатор субъектности группы.

Далее автор (выделив мифологическое и реальное в практиках солидаризации) анализирует факторы, обусловливающие мигрантскую солидарность, такие, как принижение и угнетение, культурно-лингвистические различия, возможность возвращения домой, национальные и культурные традиции. Собранные данные позволяют раскрыть причины, тормозящие проявление солидарности в российской мигрантской среде, среди которых следует отметить невостребованность компактного проживания мигрантов, их нежелание придавать огласке факт принадлежности к маргинальному слою и др. Что касается предпринимателей, то все прогнозы относительно скорой объективации агентского потенциала данной группы не сбываются. Это связано с аморфностью их политических пристрастий и ничтожностью членства в предпринимательских союзах. Выход из сложившегося тупика видится российскими бизнесменами в симбиозе властных и предпринимательских структур, в неформальных связях их представителей.
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Н.И. Скрыльникова
Экономическая социология. 2007.  Т. 8. № 5. С. 94-126. 
[Статья]
Владимир Николаевич Титов
Общественные науки и современность. 2008.  № 5. С. 100-110. 
[Статья]
Теодор Шанин
Общественные науки и современность. 2003.  № 1. С. 116-121. 
[Статья]
Hans-Dieter Evers
Журнал социологии и социальной антропологии. 2001.  Т. 4. № 4. С. 135-149. 
[Статья]
Валерий Георгиевич Виноградский
Социологический журнал. 1999.  № 3/4. С. 36-48. 
[Статья]