Эксоцман
на главную поиск contacts

Университет и рынок (концепция "МЕГАВУЗ")

Опубликовано на портале: 14-04-2004
В мировой практике нарастают тенденции развития рыночных отношений в сфере образования. Как известно, в высшей школе развиваются конкуренция и стремление к получению прибыли от платной формы обучения. Аналогично другим сферам, образование не избежало влияния "глобализации". Так, лекционные аудитории уже не являются тем местом, где читаются учебные курсы, студенты получили статус "потребителей" знаний, а знания стали "товаром", причем студенты свободны в выборе наилучшего курса, который они могут найти на "рынке" глобального Интернета. Как считают аналитики американской инвестиционно-банковской компании "Меррил Линч", - это многообещающий рынок. Широкое распространение высшего образования обеспечит дальнейший рост прибыли. Для этой цели создаются колледжи и университетские городки в иностранных государствах, в том числе и в России. Так расширяется деятельность, целью которой является гонка за прибылью, включающая одновременно и обвальную приватизацию образования, хотя эти действия и не совпадают с интересами общества. Таким образом, очевидна американизация сферы образования.

Редактор выпуска В. А.  Журавлев

В мировой практике нарастают тенденции развития рыночных отношений в сфере образования. Как известно, в высшей школе развиваются конкуренция и стремление к получению прибыли от платной формы обучения. Аналогично другим сферам, образование не избежало влияния "глобализации". Так, лекционные аудитории уже не являются тем местом, где читаются учебные курсы, студенты получили статус "потребителей" знаний, а знания стали "товаром", причем студенты свободны в выборе наилучшего курса, который они могут найти на "рынке" глобального Интернета. Как считают аналитики американской инвестиционно-банковской компании "Меррил Линч", - это многообещающий рынок. Широкое распространение высшего образования обеспечит дальнейший рост прибыли. Для этой цели создаются колледжи и университетские городки в иностранных государствах, в том числе и в России. Так расширяется деятельность, целью которой является гонка за прибылью, включающая одновременно и обвальную приватизацию образования, хотя эти действия и не совпадают с интересами общества. Таким образом, очевидна американизация сферы образования.

Этот процесс не обошел и российские университеты, куда в силу недостаточного государственного финансирования стремительно вошел рынок. Его особенность в примитивном характере конкретной реализации, когда вуз частично вмешивается в неблагополучные семейные бюджеты в связи с необходимостью оплаты обучения одного или нескольких членов семьи, либо в силу экономических интересов вуз зачисляет в студенты лиц со слабым уровнем базовых знаний, но готовых без ущерба для семьи оплачивать свое обучение. Чаще всего эти люди с трудом заканчивают вуз, получают диплом и, приходя в сферу практической деятельности, наносят ущерб государству из-за некомпетентных решений и непомерных амбиций.

На фоне планируемой российским Правительством финансовой дифференциации вузов по принципу выделения федеральных групп "ведущих" и "ведущих по направлениям" вузов и вузов региональных, необходимо задуматься над вопросом обеспечения нормальной жизнедеятельности вузов, не получивших статуса в этих группах. Поскольку примитивные рыночные отношения, ныне функционирующие в вузах, ведут к потере российских образовательных приоритетов по большой группе специальностей, то следует обсудить иные концепции развития университета, рассматривающие рыночные отношения за рамками учебного процесса вуза, но сохраняющие доступность и качество на приеме в вуз и качество обучения в вузе.

В этой связи следует вновь обратиться к спектру источников финансирования университета, где необходимо выделить имеющееся государственное финансирование, финансы научного сектора, частного сектора, неправительственных организаций, международные источники, включающие экспорт российского образования, торговлю оригинальными курсами лекций на СD-дисках и через Интернет-магазин, открытие филиалов университетов в иных государствах, использование российских преподавателей в зарубежных вузах и другие пути привлечения средств.

Здесь можно видеть перспективу по созданию новой архитектуры самоорганизации жизнеобеспечения университета как "МЕГАВУЗа". Можно иллюстрировать основные положения концепции самоорганизации для Удмуртского государственного университета как модели "МЕГАВУЗа". Прежде всего, это прием достойных студентов в университет, который осуществляется строго по конкурсу на частично обеспеченные государственным финансированием места. В нашем случае это 2000 мест, не привлекая рыночных отношений на приеме, а далее и на учебном процессе.

Дополнительное финансирование для нормального функционирования университета формируется из отчислений (внутренние экономические отношения) научно-производственного сектора университета, представляющего многопрофильную инфраструктуру - "Мир высоких технологий" (МВТ). Он имеет в составе уже развитые и зарождающиеся высокотехнологические малые предприятия (ВМП), включая и совместные предприятия (СП) с иностранными фирмами. В части источников финансирования выступают также малые учебные центры довузовской и послевузовской подготовки, лига центров повышения квалификации и обучения взрослых, включая разные формы международной деятельности и соответствующие образовательные услуги. Кроме того, дополнительное финансирование поступает из средств местного бюджета, средств неправительственных организаций (Попечительские советы, Фонды поддержки образования, благотворительность бизнеса и др.), из средств отечественных и международных грантов как итог участия университета в конкурсах и выставках и т.д.

Важно также отметить, что студенты, обучающиеся в университете, получают исследовательскую и производственную практику, принимая участие в работе малых предприятий, реализуя, таким образом, технологию "обучения через исследования". Малые предприятия, заинтересованные в совершенствовании производственных процессов и снижении затрат, финансируют прикладные (фундаментальные) работы, стимулирующие, таким образом, развитие науки на кафедрах и факультетах университета.

На основе консолидированных источников финансирования (бюджетных и внебюджетных) выстраивается устойчивая оплата труда профессорско-преподавательского состава, сотрудников и обслуживающего персонала университета. Для этого вводятся две разрядные сетки по оплате труда: действующая государственная, основанная на норме минимальной оплаты, и производная от нее - внебюджетная, основанная на нормативных коэффициентах по отношению к государственной сетке по всем категориям работников. Нормативные коэффициенты рассчитываются, исходя из 60 % суммы ежегодного внебюджета университета, включая общий объем внебюджетной заработной платы и налоговые начисления на нее. Значения коэффициентов утверждаются ежегодно решением Ученого совета университета.

Кроме того, формируется внебюджетный фонд ректора для стимулирования прорывных научных и учебных работ, а также на случай форс-мажорных ситуаций в университете.

Для реализации инфраструктуры "Мир высоких технологий" Удмуртский университет располагает необходимым заделом в ряде высокотехнологических направлений, развитых на кафедрах и факультетах университета. Для полноты рассмотрения изложенной концепции отметим некоторые из них:

- Биотехнология иммунозащитных лекарственных препаратов (Малое предприятие (МП) "Ижбиовет");

- Очистка питьевой воды и водоподготовка технической воды (МП "Резонансные технологии");

- Экологические исследования (Институт экологии и биоресурсов);

- Химическая и биологическая безопасность территорий (Институт природных и техногенных катастроф);

- Высокопроизводительные вычисления, программные комплексы (Институт компьютерных исследований); (СП NOVAGAST - совместное предприятие Швеция-Удмуртия);

- Издательская деятельность (МП "Регулярная и хаотическая динамика" (РХД); МП Издательский Дом Удмуртский Университет);

- Центр коллективного пользования - "Спектроскопия" (Рентгено-электронный 100-см Спектрометр)

- Медицинское приборостроение (МП "Акустмаш")

и другие малые предприятия, использующие высокие технологии, разработанные на кафедрах университета.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Надежда Гегамовна Багдасарьян, Ляля Вартановна Кансузян, Александр Аркадьевич Немцов
Социологические исследования. 2003.  № 6. С. 113-119. 
[Статья]
Gary Stanley Becker
Journal of Political Economy. 1962.  P. 9-49. 
[Статья]
Юрий Александрович Захаров, Маргарита Владимировна Курбатова, Валерий Степанович Долганов, Елена Алексеевна Морозова
Университетское управление. 2004.  № 1(29). С. 77-89. 
[Статья]