Проявления гендерной асимметрии в учебниках по социологии
Опубликовано на портале: 14-11-2006
Социологические исследования.
2006.
№ 1.
С. 134-141.
Тематические разделы:
В статье рассмотрено несколько недавно изданных учебников по социологии для вузов
в целях выявления их гендерной составляющей. Фиксируется наличие гендерной асимметрии
в используемом понятийном аппарате, а также в устойчивых словосочетаниях (авторы
всех подобранных исследовательницей книг – мужчины). Показано, что в изучаемых
книгах присутствует явная гендерная асимметрия. Так, в учебнике А.И. Кравченко при
обозначении пар первым всегда указывается мужчина и отдается предпочтение терминам
мужского рода. В учебнике под редакцией П.Д. Павленка в основном фигурирует обращение
к мужской аудитории и апелляция к мужскому опыту. В используемой в учебнике С.С.
Фролова лексике, как показывает исследовательница, проявляется традиционное для патриархальной
картины мира отождествление понятий «человек» и «мужчина». Женщины
в большинстве приведенных автором учебника примеров выступают «как носительницы
сугубо женского опыта и представительницы своего пола». Отмечено, что С.С. Фролов
«после упоминания статуса мужчины пишет в скобках статус женщины», квотируя
этим, как полагает исследовательница, его вторичность. Один из выводов по анализу
литературы: на индивидуальном уровне «функционирования гендерной проблематики
в образовательном дискурсе» имеет место установка авторов на принижение социального
статуса женщины, что выражается, в частности, в критике феминизма и в «откровенном
сожалении о потере мужчинами лидирующих позиций в современном обществе» (с.
139). Для устранения гендерной асимметрии предлагается введение гендерной цензуры.

Текст статьи
[197 КБ]
[197 КБ]
Ключевые слова
См. также:
[Учебная программа]
[Учебная программа]
[Учебная программа]