Эксоцман
на главную поиск contacts

Проявления гендерной асимметрии в учебниках по социологии

английская версия

Опубликовано на портале: 14-11-2006
В статье рассмотрено несколько недавно изданных учебников по социологии для вузов в целях выявления их гендерной составляющей. Фиксируется наличие гендерной асимметрии в используемом понятийном аппарате, а также в устойчивых словосочетаниях (авторы всех подобранных исследовательницей книг – мужчины). Показано, что в изучаемых книгах присутствует явная гендерная асимметрия. Так, в учебнике А.И. Кравченко при обозначении пар первым всегда указывается мужчина и отдается предпочтение терминам мужского рода. В учебнике под редакцией П.Д. Павленка в основном фигурирует обращение к мужской аудитории и апелляция к мужскому опыту. В используемой в учебнике С.С. Фролова лексике, как показывает исследовательница, проявляется традиционное для патриархальной картины мира отождествление понятий «человек» и «мужчина». Женщины в большинстве приведенных автором учебника примеров выступают «как носительницы сугубо женского опыта и представительницы своего пола». Отмечено, что С.С. Фролов «после упоминания статуса мужчины пишет в скобках статус женщины», квотируя этим, как полагает исследовательница, его вторичность. Один из выводов по анализу литературы: на индивидуальном уровне «функционирования гендерной проблематики в образовательном дискурсе» имеет место установка авторов на принижение социального статуса женщины, что выражается, в частности, в критике феминизма и в «откровенном сожалении о потере мужчинами лидирующих позиций в современном обществе» (с. 139). Для устранения гендерной асимметрии предлагается введение гендерной цензуры.
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Лидия Эдуардовна Семенова
[Учебная программа]
Борис Сергеевич Гладарев
Социологические исследования. 2006.  № 4. С. 68-76. 
[Статья]
Светлана Дмитриевна Матюшкова
[Учебная программа]
Ольга Александровна Воронина
[Учебная программа]