Эксоцман
на главную поиск contacts

Управление стоимостью компании и стратегический анализ на основе модели Modified Cash Value Added (MCVA)

английская версия

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Корпоративные финансы. 2007.  № 1 (1). С. 78-110. 
Концепция управления стоимостью компании (Value-Based Management – VBM) возникла в начале 80-х годов XX века как продукт стратегического и управленческого консалтинга. Корни концепции глубоко уходят в американскую управленческую культуру. При этом в последние десятилетия принципы и методы VBM получили широкое распространение не только в американских корпорациях, но и нашли свое отражение в принципах и практике управления в компаниях Западной Европы, Канады, Японии, Австралии, а также ряда стран с развивающимся рынком капитала, таких как Турция, Латинская Америка и Южная Азия.
Основным катализатором развития VBM стали работы основателей двух консалтинговых компаний Альфреда Раппапорта [Alfred Rappaport, 1999] («Создание стоимости для акционеров» [4]) и Беннетта Стюарта [Bennett Stewart, 1991] («В поисках стоимости» [5]). Этимологически термин «Value Based Management» также связан с консалтингом. Впервые он упоминается в 1994 году в книге «Императив стоимости» [1], написанной Джимом Мактаггартом [McTaggart, 1994)], одним из основателей компании Marakon Associate, специализирующейся на оказании услуг в области стратегического и управленческого консалтинга. В этих работах предпринимается попытка переосмыслить основную роль наемных менеджеров фирмы, которая, по мнению авторов, заключается не в чем ином, как в создании и увеличении стоимости компании в интересах ее собственников. Признание этой цели означает необходимость очередного пересмотра корпоративных стратегических ориентиров, а также инструментария оценки эффективности использования ограниченных ресурсов, находящихся в распоряжении менеджеров компании. Так, в 60—70-е годы акцент делался на экстенсивном развитии бизнеса путем усиления присутствия компании на рынке (через увеличение ее рыночной доли). В 80-е годы он сместился в сторону максимизации прибыли. В этот период возникают новые концепции менеджмента и управленческого учета , нацеленные на улучшение показателей прибыльности, прежде всего за счет сдерживания и сокращения затрат . В 90-е, с появлением VBM в качестве целевой функции фирмы (целевой корпоративной функции), декларируется рост стоимости компании. В начале 2000-х наступает новая фаза развития VBM – холистическое (всестороннее) управление стоимостью (Holistic Value-Based Management).
Следствием пересмотра целевого ориентира является трансформация аналитической модели компании, применяемой для оценки и анализа результатов ее деятельности. Это выражается в переходе от традиционной (бухгалтерской) к финансовой (или стоимостной) модели компании. Как указывает Теплова Т.В., «отличительной чертой новой финансовой модели является использование не бухгалтерских принципов сбора и обработки информации и анализа, не статичных учетных трактовок затрачиваемых ресурсов и результатов, а гибкое видение происходящих в мире событий, сценарность мышления и методов анализа, учет альтернатив» [1, с. 18].
Финансовая модель эксплицитно подразумевает признание важности учета и анализа влияния следующих ключевых показателей в процессе принятия любых управленческих решений:
1) величины ожидаемых денежных потоков, которые будут сгенерированы имеющимися и будущими активами фирмы,
2) времени возникновения этих потоков,
3) уровня риска, присущего инвестициям данной компании, обеспечивающих создание этих потоков.
В свою очередь, использование доходного подхода позволяет интегрировать все эти факторы в единый показатель – внутреннюю или теоретическую стоимость компании (intrinsic value), строго говоря, сведя задачу менеджмента фирмы к управлению данным показателем.
В настоящее время не только относительно молодые , но и давно работающие традиционные консалтинговые компании, такие как McKinsey & Co. , Boston Consulting Group (BCG) , Booz Allen Hamilton, Bain & Co., A.T. Kearney, предлагают широкий спектр услуг в области управления стоимостью, включая в ряде случаев свои собственные модели VBM.
Одной из таких моделей является модель добавленной стоимости денежного потока (Cash Value Added ). CVA® разработана в 1996 годом шведскими финансовыми консультантами Е. Оттосоном и Ф. Вейссенриедером [E. Ottosson, F. Weissenrieder, 1996], [F. Weissenrieder, 1997] ([12]). Модель CVA объединяет оценку стоимости компании на ex ante основе, с ex post оценкой результатов работы менеджмента компании. Логика CVA базируется на соотнесении операционного денежного потока компании с инвестиционными платежами, представляющими собой аналог экономической амортизации инвестиций. Подробное описание и обсуждение модели в русскоязычной литературе представлено в [14].
В настоящей статье рассматривается модифицированная модель денежной добавленной стоимости (Modified Cash Value Added) – MCVA, представляющая собой развитие базовой модели CVA. Основная модификация модели прежде всего заключается в изменении алгоритма расчета требуемого денежного потока путем инкорпорировании ожиданий в данном показателе.
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Ирина Васильевна Ивашковская, Елизавета Борисовна Кукина, И. В. Пенкина
Корпоративные финансы. 2010.  № 2 (14). С. 103-108. 
[Статья]