Эксоцман
на главную поиск contacts

Экономические проблемы и условия повышения эффективности работы вузов России

Опубликовано на портале: 24-06-2004
Тематический раздел:
В существующей экономической ситуации успешная работа и развитие высших учебных заведений определяются прежде всего их активными усилиями по ряду ключевых направлений.
При общем неудовлетворительном состоянии бюджетного финансирования образовательных учреждений опыт работы многих из них показывает, что проведение активной маркетинговой политики, оперативный учет спроса на образовательные и научные услуги позволяет в ряде случаев привлекать значительные внебюджетные средства. В то же время проверки обнаруживают, что в сфере образования не всегда рационально используются бюджетные средства и имеющееся в ведении образовательных учреждений государственное имущество.

Г. А. Балыхин,
заместитель Министра образования России

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ВУЗОВ РОССИИ

В существующей экономической ситуации успешная работа и развитие высших учебных заведений определяются прежде всего их активными усилиями по ряду ключевых направлений.

При общем неудовлетворительном состоянии бюджетного финансирования образовательных учреждений опыт работы многих из них показывает, что проведение активной маркетинговой политики, оперативный учет спроса на образовательные и научные услуги позволяет в ряде случаев привлекать значительные внебюджетные средства. В то же время проведенные проверки показывают, что в сфере образования не всегда рационально используются бюджетные средства и имеющееся в ведении образовательных учреждений государственное имущество.

Накопленный за последние годы опыт работы и анализ проблем экономического функционирования вузов позволил Министерству выделить следующие важные направления улучшения экономического положения образовательных учреждений:

  • повышение эффективности использования бюджетных средств;
  • структурно-функциональные преобразования в сфере образования;
  • установление объективного соотношения числа студентов, приходящихся на одного преподавателя в зависимости от реализации вузов образовательно-профессиональных программ и их научно-педагогического потенциала;
  • совершенствование механизмов привлечения и использования внебюджетных средств.

Успешная работа по решению экономических проблем в рамках отмеченных направлений ведется во многих учебных заведениях и на первом этапе Министерство образования поставило перед собой задачу обобщить этот опыт и выработать концепции и программы, которые сформулировали бы конкретные шаги Минобразования по созданию нормативной и организационно-методической базы для активизации работы вузов по перечисленным направлениям. Кроме того, обобщенные материалы могут успешно использоваться образовательными учреждениями в их текущей работе.

Для наиболее полного учета всего многообразия накопленного опыта Министерство сформировало несколько рабочих групп из руководителей образовательных учреждений и органов управления образованием всех уровней, имеющих значительный опыт по указанным направлениям, детально знающих экономические проблемы системы образования на своем уровне и имеющих предложения по комплексным решениям этих проблем. Всего в работе участвовало 69 экспертов - директора школ, ПТУ, техникумов, ректоры и проректоры вузов, руководители и заместители руководителей органов управления образованием. Эксперты представляли практически всю России - от Сахалина до Калининграда и от Мурманска до Ростова-на-Дону.

Работа экспертных групп организовывалась с использованием современных технологий комплексного решения сложных проблем. Каждая экспертная группа разработала комплексный документ, содержащий как концепцию дальнейшего развития и совершенствования работы системы образования по соответствующему направлению, так и план-график мероприятий, которые должно реализовать Министерство в области подготовки законодательных инициатив, разработки новых организационно-экономических механизмов и методических материалов для образовательных учреждений. Все разработанные материалы обсуждены и одобрены экономическим советом Минобразования и в настоящее время используются при разработке законодательных инициатив, нормативных и рекомендательных документов Министерством образования. Предлагая читателям обобщенные материалы работы экспертных групп, Министерство надеется на заинтересованные, конструктивные отклики работников вузов и других образовательных учреждений.


Ссылки
текст статьи на сайте "Университетского управления":
http://unimgmt.eunnet.net/unimng/N2(9)_1999/win/
http://unimgmt.eunnet.net/unimng/N2(9)_1999/win/1.html
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Эмилия Григорьевна Синявская, Наталья Васильевна Голубева
[Учебная программа]
Светлана Петровна Солянникова
Вопросы образования. 2006.  № 1. С. 47-65. 
[Статья]
Руслан Леонидович Смелянский, Михаил Валентинович Иевенко
Университетское управление. 2004.  № 3(31). С. 18-25. 
[Статья]
Светлана Борисовна Авдашева
Российский журнал менеджмента. 2003.  Т. 1. № 2. С. 51-78. 
[Статья]
Е.В. Савенкова
Экономические науки. 2010.  Т. 67. № 6. С. 53-58. 
[Статья]