The Practice of Everyday Life
Опубликовано на портале: 28-01-2005
Berkeley: University of California Press, 1984
Опубликованная по-французски в 1980 г. (Michel de Certeau, Arts de faire: L'Invention
du quotidien. Paris: Union generale d'editions, 1980) и переведенная на английский
в 1984 г., книга М. де Серто, в которой осуществлен блестящий синтез
подходов, разработанных в рамках различных дисциплин (социологии, антропологии, истории,
психоанализа, аналитической философии и философии языка), оказала значительное влияние
на развитие социологии повседневных практик. Делая акцент на повседневной практической
креативности социальных акторов, де Серто предлагает рассматривать ее не просто как
ре-акцию индивидов на давление господствующей социальной реальности. Индивиды, которых
часто рассматривают просто как потребителей навязываемого им извне социального порядка,
на самом деле, не просто пассивно потребляют его, абсорбируя его законы и правила
и подчиняя себя им; они используют навязываемые им формы порядка согласно собственным
нуждам, подгоняя их под себя. Для характеристики их деятельности де Серто использует
глагол bricoler (мастерить); будучи активными пользователями, социальные акторы,
по выражению де Серто, «мастерят мириады бесконечно малых превращений внутри
доминирующей культурной экономики, чтобы адаптировать ее к своим собственным интересам
и собственным правилам». Репрезентации и правила, производимые и навязываемые
доминирующим социальным порядком, сами по себе ничего не говорят нам о том, как социальные
акторы используют их в повседневной жизни. Между тем, это использование-потребление
само является особого рода производством. Де Серто рассматривает практики такого
использования как тактики сопротивления «слабых», позволяющие им в любых
ситуациях противостоять стратегиям доминирования, развиваемым «сильными».
Таким образом, перенос внимания на повседневные практики социальных акторов позволяет
увидеть в них, по мысли М. де Серто, не пассивных потребителей продукции господствующей
культурной экономики, но «неузнанных производителей, поэтов собственных действий,
безмолвных открывателей собственных переходов в джунглях функциональной рациональности».
|
Preface
General Introduction
PART I: A VERY ORDINARY CULTURE
1. A Common Place: Ordinary Language
2. Popular Cultures: Ordinary Language
3. "Making Do": Uses and Tactics
PART II: THEORIES OF THE ART OF PRACTICE
4. Foucault and Bourdieu
5. The Arts of Theory
6. Story Time
PART III: SPATIAL PRACTICES
7. Walking in the City
8. Railway Navigation and Incarceration
9. Spatial Stories
PART IV: USES OF LANGUAGE
10. The Scriptural Economy
11. Quotations of Voices
12. Reading as Poaching
PART V: WAYS OF BELIEVING
13. Believing and Making People Believe
14. The Unnamable
Indeterminate
Notes
General Introduction
PART I: A VERY ORDINARY CULTURE
1. A Common Place: Ordinary Language
2. Popular Cultures: Ordinary Language
3. "Making Do": Uses and Tactics
PART II: THEORIES OF THE ART OF PRACTICE
4. Foucault and Bourdieu
5. The Arts of Theory
6. Story Time
PART III: SPATIAL PRACTICES
7. Walking in the City
8. Railway Navigation and Incarceration
9. Spatial Stories
PART IV: USES OF LANGUAGE
10. The Scriptural Economy
11. Quotations of Voices
12. Reading as Poaching
PART V: WAYS OF BELIEVING
13. Believing and Making People Believe
14. The Unnamable
Indeterminate
Notes
Ключевые слова
бриколаж история и теория практик оружие слабых повседневная практика постструктурализм прагматическая историография социальная теория социология повседневности тактика сопротивления
См. также:
[Учебная программа]
[Книга]
Неприкосновенный запас.
2009.
№ 3.
[Статья]