Эксоцман
на главную поиск contacts

Стратегии адаптации высших учебных заведений: Экономический и социологический аспекты

Опубликовано на портале: 04-07-2004
Москва: ГУ ВШЭ, 2002, cерия "Библиотека развития образования", 324 с.
Тематический раздел:
В книге рассматриваются организационно-финансовые схемы адаптации вуза в условиях кризиса бюджетного финансирования, которые были разработаны в Центре образовательной политики ГУ ВШЭ при поддержке НФПК.

Книга рассчитана на специалистов в области экономики и управления высшего профессионального образования, а также может быть использована для подготовки специалистов сферы образования.

В первой главе даётся общая характеристика процессов, протекающих в современной российской высшей школе, изменений условий её бюджетного финансирования, развития хозяйственной автономии вузов и платного высшего образования. Анализируются новые подходы к рационализации финансового обеспечения системы высшего образования в России.
Во второй главе рассматривается зарубежный опыт финансирования высшего образования. В систему финансирования входят собственно бюджетное финансирование вузов, его принципы и организация, а также многообразные меры государственного регулирования финансовых потоков в данной сфере, государственной поддержки студентов и создание государством условий для привлечения в образование внебюджетных ресурсов.

В этой же главе исследуется деятельность вузов по привлечению внебюджетных средств, развитию механизмов взаимодействия с работодателями, грантодателями, спонсорами. Особое внимание уделяется проблеме платности высшего образования, его доступности для различных слоёв населения, а также оптимальному разделению затрат на образование между обществом и семьями.

В третьей главе представлена методология исследования процессов адаптации российских вузов к дефициту бюджетного финансирования и общему изменению состояния внешней по отношению к системе высшего образования среды. Основной акцент в данной главе сделан на разработке принципиально нового подхода к анализу стратегий деятельности вузов в современных экономических и социальных условиях. Описываются подходы к формированию результирующих показателей деятельности вузов и разработке вербальных моделей адаптационных стратегий.

Кроме того, рассматриваются результаты кластерного анализа выделенного массива высших учебных заведений, их разбиения по чистым и комбинированным стратегиям деятельности. Выделяются типичные и атипичные представители той или иной стратегии деятельности, проводится анализ устойчивости выделенных стратегий.

В четвёртой главе приведены результаты социологического исследования 25 вузов. даётся социологическая картина деятельности вузов в рамках каждой стратегии.
В пятой главе книги даются рекомендации для оптимизации этой деятельности и построения современной образовательной политики.

В шестой главе рассматриваются возможные направления развития адаптационной деятельности вузов и формулируются меры их государственной поддержки.
Введение
Глава 1. Состояние системы высшего обоазования в России
Глава 2. Высшая школа зарубежных стран в новых условиях финансирования
Глава 3. Стратегии деятельности российских вузов
Глава 4. Адаптационные стратегии вузов
Глава 5. Стратегии и менеджмент вузов. Их поведение в меняющейся среде - экономический и социологический аспекты
Глава 6. Направления адаптационной деятельности вузов и предложения по мерам их государственной поддержки
Глоссарий
Литература
Приложения
Ключевые слова

См. также:
Галина Александровна Краюшкина, Дмитрий Юрьевич Райчук
Университетское управление. 2004.  № 5-6(33). С. 92-95. 
[Статья]
Татьяна Львовна Клячко, Владимир Александрович Мау
Общественные науки и современность. 2015.  № 3. С. 5-18. 
[Статья]
Наталья Рэмовна Кельчевская, Лариса Анатольевна Романова
Университетское управление. 2004.  № 3(31). С. 59-62. 
[Статья]
Сергей Михайлович Яковлев
Университетское управление. 2006.  № 4(44). С. 40-46. 
[Статья]
Марина Дмитриевна Мартынова
Университетское управление. 2004.  № 5-6(33). С. 104-106. 
[Статья]
Татьяна Львовна Клячко
Университетское управление. 2002.  № 4(23). С. 70-73. 
[Статья]