Эксоцман
на главную поиск contacts
Книга Мишеля Пинсона и Моники Пинсон-Шарлот "Псовая охота: ритуалы и правила" является результатом трехлетнего социологического включенного наблюдения за практикой псовой охоты – одного из излюбленных видов досуга французских элитных кругов и просто любителей. Псовая охота фигурирует во французском публичном дискурсе как традиционное аристократическое хобби, своего рода анахронизм в современной жизни, а с другой стороны, как объект актуальной политической дискуссии между защитниками прав животных и охотников. Книга рассматривает феномен псовой охоты с разных сторон и в разных ракурсах – в социологической, антропологической, культурологической, стратификационной перспективе.

Введение:
Постановка проблемы – в настоящее время около 50 000 человек во Франции являются любителями и регулярными участниками псовой охоты. В то же время нарастают протесты, обвинения, в том числе со стороны фонда Брижит Бардо. По большому счету, дискуссия о псовой охоте – это дискуссия между старыми элитами и новыми политическими силами. Авторы книги спорят с тезисом экологов, что охота является «анахронизмом», пережитком нецивилизованных времен. Они показывают, что охота - существенно важный элемент провинциальной жизни и сельской культуры. Одна из задач книги, показать, что природа является социальным конструктом, что видений природы в обществе много, и они служат политическим играм.

Часть первая (главы 1-3)
В первой части рассматривается культура сообщества охотников. «Эзотерический язык», влияние языка охоты на французский язык, коды и правила. Ритуалы «обращения» в сообщество охотников. Формирование особенного отношения к природе, времени, смерти.

Часть вторая. (главы 1-7)
Во второй части рассматривается общественная дискуссия по поводу отношения людей и животных. Изменение отношений человека и животных в ходе «цивилизационного процесса». Аргументы «экологов» и «зоофилов» с одной стороны, и охотников, считающих себя «управляющими фауной». Кампания во Франции и в Европе против псовой охоты, стратегии защиты.

Часть третья (главы 1-3)
В третьей части рассматриваются межрегиональные и межклассовые различия между охотящимися. Различные традиции охоты у разных групп элит и у неэлиты. Демократизация охоты в ХХ веке и появление новых ритуалов в связи с этим.

Часть четвертая (главы 1-3)
Рассматривается укорененность охотничьей культуры в традиции сельской элиты и в традиции каждого региона. Охота в частных и государственных лесах. Взаимоотношение различных групп населения по поводу охоты, мнения местных сообществ, церкви. Праздники и отмечания.

Часть пятая. (главы 1-2)
Подытоживает связь древней традиции и настоящего времени. Описывает современные тенденции (участие женщин, обучение «таинству», передача по наследству умений).
Ключевые слова

См. также:
Александр Владимирович Дука
Журнал социологии и социальной антропологии. 2000.  Т. 3. № 1. С. 64-82. 
[Статья]
Овсей Ирмович Шкаратан
Мир России. 2011.  Т. 20. № 4. С. 68-88. 
[Статья]
Вадим Валерьевич Радаев, Овсей Ирмович Шкаратан
[Книга]
Константин Иванович Микульский, Лилия Васильевна Бабаева, Алла Евгеньевна Чирикова
Рубеж (альманах социальных исследований). 1997.  № 10-11. С. 116-123. 
[Статья]
Лилия Васильевна Бабаева, Леонид Ананьевич Резниченко, Ефим Яковлевич Таршис
Социологические исследования. 1996.  № 4. С. 40-49. 
[Статья]