Белая книга российского образования. Ч. I
Опубликовано на портале: 21-09-2004
Москва: Изд-во МЭСИ, 2000, cерия "Проект Тасис "Управление образованием"", ч. 1, 344 с.
Тематический раздел:
В книге приводится характеристика всех ступеней российского образования за последние
20 лет 20 века. Особую ценность представляет подробная статистическая информация.
Приведены не только контингенты учащихся, численность преподавателей, но и финансовые
показатели. В книге обсуждаются механизмы трансформации системы образования
в условиях
перехода от плановой экономики к рынку. Анализируются перспективы российского образования,
направления реформ, в частности, обновление содержания образования, система управления
качеством, реформа механизма финансирования, система управления образованием.
Белая книга была разработана в рамках проекта TACIS EDRUS 9608 "Управление образованием", финансируемого Европейским сообществом. При разработке Белой книги авторы поставили себе задачу рассмотреть систему образования в динамике с целью выявить основные тенденции её развития, проявившиеся в последние годы, и определить экономические, социальные, политические и демографические факторы, их определившие. Такой подход особенно актуален для России, где образовательная система претерпела значительные изменения в условиях нестабильности законодательного поля и противоречивости законодательства. В основу Белой книги положен системный подход, поскольку направления образовательной политики должны основываться на комплексном анализе условий их реализации, их потенциальных последствий, возможности их реального осуществления. Кроме того, используемый подход является полидисциплинарным и сравнительным. Образовательная политика нуждается в рассмотрении под углом зрения всех социальных наук и может много выиграть от сравнения с опытом других стран. В первой главе первой части авторы поставили себе задачу описать состояние системы советского образования на пороге перемен как "исходной точки" для её последующего движения. Вторая глава посвящена анализу процессов трансформации системы образования, изменению требований, предъявляемых к ней, условий её функционирования и степени адаптации к внешней среде. В третьей главе анализируются перспективы развития российской системы образования. Гипотезы о дальнейшей динамике экономических, социальных, политических и демографических факторов и их влияния на образовательные структуры представлены в виде альтернативных сценариев развития, в рамках которых рассматриваются варианты образовательной политики. Вторая часть посвящена проблемам развития региональных образовательных систем. Рассматриваются образовательные системы Великобритании, Испании, Республики Татарстан, Томской и Свердловской областей, города Санкт-Петербурга. |
Часть 1
Введение
Глава 1. Советское образование на пороге перемен
Глава 2. Трансформация образования в эпоху перемен
Глава 3. Перспективы развития российского образования
Приложение
Введение
Глава 1. Советское образование на пороге перемен
Глава 2. Трансформация образования в эпоху перемен
Глава 3. Перспективы развития российского образования
Приложение

1.1. Состояние системы образования
[125 КБ]
[125 КБ]

Авторский коллектив
[128 КБ]
[128 КБ]

Введение
[129 КБ]
[129 КБ]

Приложение : таблицы к главе 1
[191 КБ]
[191 КБ]

Приложение : таблицы к главе 2
[265 КБ]
[265 КБ]
Ключевые слова
механизм финансирования образования образовательная система российское образование содержание образования управление образованием эволюция системы образования
См. также:
Вопросы экономики и права.
2011.
№ 1.
С. 139-141.
[Статья]
Российский журнал менеджмента.
2007.
Т. 5.
№ 4.
С. 105-107.
[Статья]
Директор школы.
1999.
№ 1.
С. 3-12.
[Статья]
[Статья]
Университетское управление.
2002.
№ 4(23).
С. 51-60.
[Статья]
Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии.
2009.
Т. 101.
№ 3.
С. 44-70.
[Статья]
Вопросы образования.
2009.
№ 2.
С. 18-28.
[Статья]