Эксоцман
на главную поиск contacts

Регионализация среднего профессионального образования (вопросы теории и практики)

Опубликовано на портале: 21-05-2004
Москва: Высшая школа, 2002, 268 с.
Рассмотрены основные проблемы повышения эффективности использования потенциала среднего профессионального образования на основе усиления его значимости в решении широкого спектра задач экономического и социального развития регионов станы, последовательного формирования в этих целях региональных систем среднего профессионального образования. Освещены подходы к созданию правовых, организационных, финансовых и иных условий реализации процессов регионализации среднего профессионального образования.
Предназначено для работников органов управления профессиональным образованием, руководителей средних специальных учебных заведений, научных работников и аспирантов, специализирующихся в области организационно-экономических проблем профессионального образования.

Среднее профессиональное образование является исторически сложившейся в России системой подготовки кадров работников для всех видов производства, отраслей социальной сферы, сервисной деятельности. Специалисты этого уровня составляют около трети занятого населения страны.
Среднее профессиональное образование располагает громадным педагогическим и материально-техническим потенциалом, основная часть которого сохранилась, несмотря на трудности последних лет. В то же время новые условия жизни общества, в частности, формирование рыночной экономики, требуют значительно большей эффективности использования этого потенциала, усиления значимости среднего профессионального образования во всех сферах жизни общества.
Одним из путей решения данной задачи является дальнейшее развитие регионального аспекта деятельности среднего профессионального образования, традиционно выполняющего широкий спектр функций культурно-просветительской и профессионально-образовательной направленности, имеющего характер широко развитой, открытой и доступной образовательной среды во всех регионах страны. Это предполагает наряду с другими факторами возрастающее значение деятельности системы профессионального образования в процессах развития социально-экономических региональных комплексов, формирования в них новой генерации кадрового потенциала, повышения уровня социокультурной среды, в целом создания в каждом регионе наиболее благоприятных условий для всех сторон жизни, деятельности, развития людей. Необходимость регионализации среднего профессионального образования обусловлена прежде всего тем, что в его деятельности пока еще имеют место достаточно устойчивое проявление черты централизованной экономики с преобладанием отраслевых систем организации и управления системой средних специальных учебных заведений. Это выражается в том, что в структуре подготовки специалистов около трети составляют специальности технического профиля, ранее ориентированные ранее на нужды кадрового обеспечения производственных систем отраслевых министерств сферы материального производства. Значительная часть учебных заведений долгое время входила в состав отраслей военно-промышленного комплекса и имела соответствующую специа-лизацию своей деятельности. Это приводит к ощутимой оторванности деятельности средних специальных учебных заведений от нужд регионов, несоответствию структуры подготовки кадров спросу на них на формирующихся местных и региональных рынках труда, сложностям с включением выпускников в трудовую деятельность. Во многом продолжается недооценка социокультурной роли среднего профессионального образования в развитии местных сообществ. Финансирование его деятельности по-прежнему осуществляется по остаточному принципу.
Во многом сложность процессов регионализации деятельности средних специальных учебных заведений является следствием их двойственного правового положения. Значительная часть из них, действуя на территории региона и находясь в определенных правовых отношениях с региональными органами власти, имеет в качестве учредителей (органов управления), федеральные министерства и ведомства. В настоящее время средние специальные учебные заведения – техникумы, училища, колледжи – находятся в ведении около 30 федеральных органов управления. При этом соответствующие законодательные и нормативные акты, как правило, не содержат какой-либо стройной системы мер, способствующих гармонизации отношений федеральных и региональных органов управления, развитию деятельности среднего профессионального обра-зования в качестве активного фактора экономического и социального прогресса региональных комплексов.
Активизирующиеся процессы ослабления вертикальных связей и существенного усиления горизонтальных связей и структур управления, формирования региональных рынков труда уже в настоящее время привели к ощутимому перераспределению функций и результатов деятельности средней профессиональной школы в пользу потребностей регионов. Значительно усилилась роль региональных органов управления в использовании возможностей техникумов, училищ, колледжей в интересах развития регионов, в ресурсном обеспечении учебных заведений независимо от их ведомственной подчинённости. Тем не менее, в деятельности среднего профессионального образования, в ходе процессов его регионализации продолжает иметь место ряд противоречий.

Введение

Глава 1. Среднее профессиональное образование в социально-экономической структуре общества 
1.1. Социально-экономические функции среднего профессионального образования 
1.2. Методологические аспекты включения среднего профессионального образования в     формирующиеся рыночные отношения
1.3. Концептуальные основы регионализации среднего профессионального образования

Глава 2. Состояние и уровень развития процессов регионализации среднего профессионального образования
2.1. Среднее профессиональное образование в структуре региональных социально-экономических комплексов
2.2. Новые организационные формы образовательных учреждений среднего профессионального образования в регионе

Глава 3. Методологические основы формирования стратегии регионализации среднего профессионального образования
3.1. Принципы разработки стратегии развития региональных систем среднего профессионального образования и мониторинг ее реализации
3.2. Прогнозирование спроса на специалистов в регионе
3.3. Программно-целевой подход к формированию региональных систем среднего профессионального образования
3.4. Маркетинговая деятельность в системе среднего профессионального образования в регионе

Глава 4. Пути реализации стратегии регионализации среднего профессионального образования
4.1. Проектирование региональной сети образовательных учреждений среднего профессионального образования
4.2. Финансовое обеспечение региональных систем среднего профессионального образования
4.3. Организационная структура управления средним профессиональным образованием в регионе

Заключение
Библиография
Приложения

MS Word Document
Глава 1
[400 КБ]
MS Word Document
Глава 2
[266 КБ]
MS Word Document
Глава 3
[320 КБ]
MS Word Document
Глава 4
[390 КБ]
MS Word Document
Приложения
[243 КБ]
Ключевые слова

См. также:
Joel Adrian, Элиес Бентабет, Анни Винокур, Том Линей, Жорди Планас, Жорж Прохоров, Даниель Робен, Кароль Сигман, Рената Третьякова, Леонид Маркович Гохберг, Татьяна Львовна Клячко, Марк Львович Агранович, Ирина Андреевна Рождественская, Анатолий Георгиевич Каспржак, Елена Николаевна Соболева
[Книга]
Исак Давидович Фрумин
Директор школы. 1999.  № 6. С. 3-11. 
[Статья]
Константин Михайлович Ушаков
Директор школы. 2003.  № 4. С. 3-10. 
[Статья]
Е. А. Александрова, Татьяна Васильевна Фролова
Директор школы. 2003.  № 6. С. 18-26. 
[Статья]
Arlette Karpoff
Директор школы. 1996.  № 3. С. 79-83. 
[Статья]
С.А. Белякова
Университетское управление. 2008.  № 6. С. 12-31. 
[Статья]
Н.А. Бурмистрова
Среднее профессиональное образование. 2002.  № 4. С. 48-50. 
[Статья]