Эксоцман
на главную поиск contacts

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Социальная психология» для группы специальностей «0600 Экономика и управление» (среднее профессиональное образование)

Опубликовано на портале: 20-10-2004
Смоленск: Изд-во Смоленского пром-эк. колледжа, 2003, 149 с.
Год издания: 2003 Составитель: Н.И. Лепихова Учебно-методическое пособие включает в себя программу, тезисы лекций и задания для самостоятельной работы студентов, обучающихся в средних специальных учебных заведениях по специальностям группы «0600 Экономика и управление». В пособии даны также методические указания к практическим занятиям и вопросы к итоговому контролю знаний, которые могут быть использованы как при проведении промежуточной аттестации, так для самоконтроля.

Введение

Целью данного учебно-методического пособия является применение системного подхода к организации самостоятельной познавательной деятельности студентов, в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и современной парадигмой образования.

Задачи:

  • раскрыть основные теоретические разделы рабочей программы по социальной психологии;
  • сформировать у студентов навыки самостоятельной познавательной деятельности, необходимые для их дальнейшего самообразования;
  • развить мотивацию самостоятельности познавательной деятельности как потребности в получении новых знаний;
  • раскрыть творческие способности студентов.
Структура методического пособия определяется его содержанием и дидактическими задачами. Каждый раздел посвящен определенной теме, снабжен вопросами для самоконтроля, вопросами для обсуждения, заданиями, упражнениями, конкретными ситуациями и методическими указаниями. Это позволяет сформировать единую логику изложения каждой темы, что дает возможность формировать у студентов умение строить относительно логичные и последовательные частные суждения на основе общего подхода.
Вопросы и задания различны по уровню сложности. Часть их связана с репродуктивным усвоением и переработкой информации. Большинство из них нацелено на аналитическую работу студентов на основе активизации многих интеллектуальных функций: сравнения и сопоставления абстрагирования и конкретизации, классифицирования и обобщения и др. Так, например, метод конкретной ситуации развивает способность анализировать и самостоятельно формулировать познавательные задачи.
Выполнение конкретного задания при знакомстве студента с новым материалом помогает глубже понять изучаемый материал, выделить познавательные задачи и цели учебной деятельности.
Практические занятия являются связующим звеном между теорией и практикой. На практических занятиях студенты углубляют и закрепляют теоретические знания, учатся применять адекватные способы действия, ведущие к достижению результата, вырабатывают аналитические умения, приобретают навыки, необходимые для выполнения контрольных и курсовых работ.
Такими методами решается основная задача пособия – не только раскрыть главные вопросы социальной психологии, но и способствовать активизации и мотивации самостоятельной познавательной деятельности студентов.

Применение данного методического пособия должно способствовать достижению студентами следующих результатов:

  • знать теоретические основы социальной психологии, предусмотренные рабочей программой;
  • уметь применять исходный теоретический материал для выполнения заданий по теме путем проявления максимальной самостоятельности, творчества, инициативы.
Методическое пособие выступает в качестве информационного и практического источника и может быть использовано для очного, заочного и дистанционного обучения.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная психология» для специальности 0600 разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования в части требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников.
Социальная психология играет важную роль в подготовке специалистов по специальностям группы «0600 Экономика и управление». Основной целью данного курса является изучение основ социальной психологии, необходимых для деятельности будущих специалистов. Дисциплина «Социальная психология» должна обеспечить профессиональную деятельность менеджеров и бухгалтеров комплексом научно-психологических знаний специально ориентированных на социальные межличностные отношения и психологию профессии.
Дисциплина «Социальная психология» тесно связана с другими учебными дисциплинами: «Основы этики», «Основы социологии и политологии», «Право», «Психология и культура делового общения», «Философия».

После изучения дисциплины в соответствии с государственными требованиями студент должен:

  • знать:
    • основы социальной психологии;
    • социально-психологические реальности в жизни людей, групп, общества;
    • социально-психологические феномены группы и общества, пути социальной адаптации личности;
    • закономерности межличностных отношений в организованной группе, трудовом коллективе, семье;
    • формы, средства, методы построения взаимоотношений с людьми;
    • социально-психологические компоненты профессии, механизмов, процессов и социально-психологических условий успешного становления будущих специалистов профессионализмом, развития себя как личности;
  • уметь:
    • владеть навыками самоанализа;
    • пользоваться простейшими приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
    • владеть навыками анализа социально-психологических межличностных отношений в трудовом коллективе и в семье;
    • определять пути решения социально-психологических задач, возникающих в трудовом коллективе и в семье.
Изучение дисциплины «Социальная психология» осуществляется в рамках лекционно-семинарной системы и предусматривает:
  • лекционный курс;
  • семинарские занятия;
  • практические занятия;
  • практические работы.

    • Введение
    • Пояснительная записка к программе
    • Тематический план
    • Рабочая программа
    • Перечень семинарских и практических работ
    • Тезисы лекций
      • Раздел I «Социальная психология как наука»
      • Раздел II «Социальная психология личности»
      • Раздел III «Социальная психология малых групп»
      • Раздел IV «Социальная психология и профессиональная деятельность»
    • Самостоятельные работы по подготовке к семинарским и практическим занятиям
    • Методические указания к практическим занятиям
    • Вопросы к итоговому контролю
    Ключевые слова

    См. также:
    Петр Федорович Анисимов, Алла Леонидовна Коломенская
    [Книга]
    Н.А. Бурмистрова
    Среднее профессиональное образование. 2002.  № 4. С. 48-50. 
    [Статья]
    Ольга Николаевна Олейникова
    Среднее профессиональное образование. 2001.  № 3. С. 41-45. 
    [Статья]
    Елена Николаевна Махмутова
    [Учебная программа]
    Владимир Самуилович Магун
    [Учебная программа]