Эксоцман
на главную поиск contacts

Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития. Пер.с нем.

Опубликовано на портале: 04-03-2004
Москва: Республика, 1997, cерия "Философия на пороге нового тысячелетия", Первый, 240 с.
Понимая культуру как мудрое и бережное обращение с окружением, автор этого интересного исследования полагает, что культурное мышление («окультуривающий подход к действительности») отличает от технического, во-первых, ориентация на контекстуальность, что означает познание явления во всех его соотношениях, принятие во внимание внешней и внутренней взаимосвязи предметов и сложившихся обстоятельств. Во-вторых, культурный подход отличает признание собственного права вещей, которые независимо от наших целей и интересов обнаруживают собственную имманентную телеологию и целесообразность. То есть действующий субъект осознает, что «предметам по их природе присуще собственное духовное содержание, к которому он и пытается примкнуть, стать его частью» (Козловски П. Культура постмодерна. - С.12-14).

Понимая культуру как мудрое и бережное обращение с окружением, автор этого интересного исследования полагает, что культурное мышление («окультуривающий подход к действительности») отличает от технического, во-первых, ориентация на контекстуальность, что означает познание явления во всех его соотношениях, принятие во внимание внешней и внутренней взаимосвязи предметов и сложившихся обстоятельств. Во-вторых, культурный подход отличает признание собственного права вещей, которые независимо от наших целей и интересов обнаруживают собственную имманентную телеологию и целесообразность. То есть действующий субъект осознает, что «предметам по их природе присуще собственное духовное содержание, к которому он и пытается примкнуть, стать его частью» (Козловски П. Культура постмодерна. - С.12-14). Технический подход немецкий философ характеризует, представляя образ технической интеллигенции: «Она радикальна, прямолинейна и созидательна, на всем оставляет свой отпечаток, но в своем воздействии на окружающих не милосердна, так как не принимает во внимание бытие своего ближнего. Она отлично понимает только главную цель своего поведения, но не побочные воздействия своих поступков...» (Козловски П. Культура постмодерна. - С.13). Исходя из представления, что цель техники заключена не в ней, а в человеке, П.Козловски получает возможность рассматривать ее современное засилье и отрицательное воздействие на человека как одно из проявлений «неудавшегося проекта модерна» - эпохи, стремившейся к «тоталитаризму разума» с его амбициями на «абсолютное господство». Однако очевидно, что подобное преувеличение сознательного фактора в человеческой истории есть невольное признание «тоталитаризма разума», отказ ему, как познавательной способности человека в праве иметь собственную историю развития, накладывающую естественные ограничения на его конкретно-исторические формы и их предметно-вещные воплощения, в том числе технику.

«Книга Петера Козловски – суровое, горькое и вместе с тем христиански уверенное прощание со сциентистским умственным складом Нового времени (с физикой, руководствовавшейся законами сохранения; с биологией, покоившейся на постулатах видового выживания и совершенствования; с обществоведением, исповедующим религию прогресса)». Соловьев Э.Ю. О первой книге серии // Козловски П. Культура постмодерна. - С.6.
От редакционного совета серии
О первой книге серии
I.Техника и культура
II. Понятие культуры
III. Постмодерный символ эпохи
IV. Анализ соврменного культурного сознания
1. Наука, филсофия, теория общества
2. Хозяйство как культура
3. Искусство
4. Назначение культуры.
Примечания
Список литературы
указатель имен
Ключевые слова

См. также:
Альмира Рифовна Усманова
Гендерные исследования. 2003.  № 7/8. С. 45–75. 
[Статья]
Вольфганг Вельш
Путь. Международный философский журнал. 1992.  № 1 (2). С. 109-136. 
[Статья]
Глеб Иванович Мусихин
Общественные науки и современность. 2011.  № 3. С. 119-133. 
[Статья]
Владимир Олегович Рукавишников, Татьяна Павловна Рукавишникова, Luk Halman, Piter Aster
Социологические исследования. 1995.  № 5. С. 75-90. 
[Статья]