Эксоцман
на главную поиск contacts
Книга ведущего немецкого исследователя постмодернизма предлагает скурпулезную реконструкцию истории выражения «постмодерн», развивая единое понятие «постмодерна», актуализируемого в различных сферах. Автор анализирует феномены постмодерна во всей их широте. Рассматривая явления в области литературы, архитектуры и других искусств, исследователь также выносит на обсуждение новые явления в области научной теории, уделяет внимание социологической постановке вопроса, диагностирует изменения в жизненном мире, освещает философское измерение проблемы. Свою позицию Вельш развивает в активном диалоге с позициями других исследователей и теоретиков постмодерна, представляя вниманию читателя панораму концепций Ваттимо, Фуко, Делеза, Деррида, Рорти, Гуиссена, Фостера, Джеймисона и Лиотара. Выходя за пределы своей дисциплины, Вельш охватывает взором современную ему действительность, воссоздавая картину времени, основной характеристикой которого, по Вельшу, становится понятие плюрализма. Версия постмодерна, которую предлагает книга Вельша, проблемно-ориентированная. В книге анализируются также предшественники постмодерна. В конце работы Вельш развивает оригинальную концепцию разума, которая после многих лет критики разума в качестве попытки выхода из нее вводится автором в контекст ситуации постмодерна и раскрывает возможности нового понимания принципов разумности и справедливости.

“Postmoderne wird hier als Verfassung radikaler Pluralitaet verstanden, Postmodernismus als deren Konzeption verteidigt. Das Charakteristische postmoderner Pluralitaet gegenueber frueherer ist, dass sie nicht bloss ein Binnenphaenomem innerhalb eines Gesamthorizonts darstellt, sondern noch jeden solchen Horizont, bzw. Rahmen oder Boden tangiert. Sie schlaegt auf eine Vielheit der Horizonte durch, bewirkt eine Unterschiedlichkeit der Rahmenvorstellungen, verfuegt eine Diversitaet des jeweiligen Bodens. Sie geht an die Substanz, weil an die Wurzeln. Daher wird sie hier als als “radikale Pluralitaet” bezeichnet. Solche Pluralitaet ist seit langem, ist schon seit der Modderne zu konstatieren – hie und da. Aber wo sie – wie jetzt – zur algemeinen Grundverfassung wird, wo sie nicht mehr nur in abstrakten Spekulationen und aparten Zirkeln existiert, sondern die Breite der Lebenswirklichkeit zu bestimmen beginnt, da veraendert sich das ganze Spiel. Eben das ist in der Postmoderne der Fall. Die Postmoderne ist diejenige geschichtliche Phase, in der die radikale Pluralitaet als Grundverfassung der Gesellschaften real und annerkannt wird und in der daher plurale Sinn- und Aktionsmuster vordringlich, ja dominant und obligat werden. Diese Pluralisierung waere, als blosser Aufloesungsvorgang gedeutet, gruendlich verkannt. Sie stellt eine zuinnerst positive Vision dar. Sie ist von wirklicher Demokratie untrennbar.” (Wolfagang Welsch. Unsere postmoderne Moderne. Стр. 4-5.)

Введение

I. «Постмодерн»: генеалогия выражения: объем термина и смысл понятия;

II. Модерн как другой полюс постмодерна;

III. Новое время – Модерн – Постмодерн;

IV. Постмодерн для всех: Архитектура постмодерна;

V. Панорама философских позиций постмодерна;

VI. Программное сочинение Лиотара или философские перспективы постмодерна;

VII. Модерн 20-го века и постмодерн или от сенсации к обыденности;

VIII. Противостояние или постмодернистская концепция справедливости;

IX. Современный спор о разуме;

X. Многообразие типов рациональности;

XI. Трансверсальский разум;

XII. Перспективы постмодерна;

Указатель имен;

Глоссарий

Ключевые слова

См. также:
Татьяна Васильевна Чередниченко
[Книга]
Наталья Васильевна Коровицына
Социологические исследования. 2004.  № 10. С. 143-148. 
[Статья]
Василий Викторович Арсланов
Общественные науки и современность. 2016.  № 5. С. 49-62. 
[Статья]
Ирина Максимовна Савельева
Общественные науки и современность. 2016.  № 1. С. 157-169. 
[Статья]
Василий Викторович Арсланов
Общественные науки и современность. 2016.  № 4. С. 36-47. 
[Статья]
Наталья Евгеньевна Тихонова
Общественные науки и современность. 2016.  № 4. С. 48-64. 
[Статья]