Эксоцман
на главную поиск contacts

О разделении общественного труда

Опубликовано на портале: 16-06-2004
Москва: Канон, 1996
Работа представляет собой попытку осмысления процесса модернизации общества Западной Европы, становления капитализма. Для проведения анализа Дюркгейм вводит ряд ставших впоследствии классическими категорий (таких, как органическая и механическая солидарность).

Книга 1. Функция разделения труда

Глава I. Метод определения этой функции

Смысл слова функция

I. Функция разделения труда не состоит в том, чтобы создавать цивилизацию.

П. Случаи, когда функция разделения труда заключается в том, чтобы порождать группы, которые без него не существовали бы. Отсюда гипотеза, что оно играет ту же роль в высших обществах и является главным источником их единства.

III. Для проверки этой гипотезы нужно сравнить социальную солидарность, имеющую в качестве источника разделение труда, с другими видами солидарности и, следовательно, классифицировать их. Необходимость изучения солидарности по ее выражению в системе юридических правил; сколько классов этих последних, столько и форм солидарности. Классификация юридических правил: правила с репрессивной санкцией; правила с реститутивной санкцией.

Глава II. Механическая солидарность, или солидарность по сходствам

I. Связь социальной солидарности, которой соответствует уголовное право, это та связь, нарушение которой составляет преступление. Поэтому если мы будем знать, что представляет собой по существу преступление, то мы будем знать, в чем состоит эта связь. Существенные черты преступления это те, которые встречаются повсюду, где есть преступление, каков бы ни был социальный [419] тип. Но единственными признаками, общими для всех преступлений, когда-либо признававшихся таковыми, являются следующие:
    1) преступление оскорбляет чувства, обнаруживаемые у всех нормальных индивидов рассматриваемого общества;
    2) эти чувства сильны;
    3) они определенны.
Следовательно, преступление есть поступок, задевающий сильные и определенные состояния коллективного сознания. Точный смысл этого утверждения. Рассмотрение случая, когда преступление создается или, по крайней мере, усиливается актом правительственного органа. Сведение этого случая к предшествующему определению.

II. Проверка этого определения; если оно точно, оно должно объяснять все признаки наказания. Определение этих признаков:
    1) наказание это реакция, внушенная страстью и обладающая различной степенью интенсивности;
    2) эта реакция исходит от общества;
    3) эта реакция осуществляется через посредство специально установленного органа.
Ш. Эти признаки могут быть выведены из нашего определения преступления.
1) Всякое оскорбленное сильное чувство механически вызывает страстную реакцию; польза такой реакции для поддержания самого этого чувства. Коллективные чувства, будучи самыми сильными, вызывают реакцию того же рода, энергичную тем более, чем интенсивнее эти чувства. Объяснение квазирелигиозного характера искупления.
2) Коллективный характер этих чувств объясняет социальный характер этой реакции; в чем польза ее социальности.
3) Интенсивность и особенно определенность этих чувств объясняют образование определенного органа, посредством которого осуществляется реакция.

IV. Итак, правила, санкционируемые уголовным правом, выражают наиболее существенные социальные сходства. Следовательно, оно соответствует социальной солидарности, происходящей от социальных сходств, и изменяется вместе с ней. Природа этой солидарности. Можно, стало быть, измерить ее долю в общей интеграции общества, установив, какую часть всей системы юридических правил составляет уголовное право.

Глава III. Солидарность, вызванная разделением труда, или органическая солидарность

Сущность реститутивной санкции предполагает: 1) что соответствующие правила выражают эксцентрические состояния коллективного сознания или состояния, чуждые ему; 2) что определяемые ими отношения связывают индивида с обществом только косвенным образом. Эти отношения бывают положительными или отрицательными.

II. Отрицательные отношения; их образец вещное право. Они отрицательны, потому что связывают вещь с личностью, а не личности между собой. Сведение к этому типу личных отношений, устанавливаемых в связи с осуществлением вещных прав или вследствие преступления и неумышленного проступка. Поскольку солидарность, выражаемая этими правилами, отрицательна, она [420] не имеет собственного существования, а является лишь продолжением положительных форм социальной солидарности.

Ш. Положительные отношения, или отношения сотрудничества, вызываемые разделением труда. Они управляются определенной системой юридических правил, которую можно назвать кооперативным правом; проверка этого утверждения на разных частях кооперативного права. Аналогии между функцией этого права и функцией нервной системы.

IV. Заключение. Два вида положительной солидарности: один, вызываемый сходствами, другой разделением труда. Механическая солидарность, органическая солидарность. Первая изменяется в обратном отношении к индивидуальной личности, вторая- в прямом. Первой соответствует уголовное право, второй кооперативное.

Глава IV Другое доказательство предыдущего

Если предыдущий вывод точен, то уголовное право должно превосходить кооперативное тем более, чем обширнее социальные сходства и рудиментарнее разделение труда, и наоборот. Именно так все и происходит.

I. Чем примитивнее общество, тем больше сходств между индивидами; физические сходства, психические сходства. Противоположное мнение основано на смешении коллективных типов (национальных, провинциальных и т. д.) с индивидуальными. Первые действительно разрушаются, тогда как вторые умножаются и становятся более четко выраженными. С другой стороны, разделение труда, вначале ничтожное, все более развивается.

II. Первоначально всякое право носит уголовный характер. Право первобытных народов. Еврейское право. Индусское право. Развитие кооперативного права в Риме, в христианских обществах. В настоящее время первоначальное отношение опрокинуто. Преобразование уголовного права у первобытных народов не вызвано грубостью нравов.

Глава V Возрастающее преобладание органической солидарности и следствия этого

Теперешнее преобладание кооперативного права над уголовным доказывает, что в настоящее время социальные связи, порожденные разделением труда, многочисленнее тех, которые вызваны социальными сходствами. Это преобладание все сильнее по мере приближения к высшим социальным типам; это доказывает, что оно не случайно, но зависит от природы этих типов. Эти узы не только многочисленнее, но и сильнее. Критерий для измерения относительной силы социальных уз. Применение этого критерия.

II. Узы, происходящие от социальных сходств, менее сильны и в то же время ослабляются вместе с эволюцией общества. Действительно, механическая солидарность зависит от трех условий: 1) от относительной величины коллективного и индивидуального со [421] знаний; 2) от интенсивности; 3) от степени определенности состояний коллективного сознания. Первое из этих условий в лучшем случае остается постоянным, другие два регрессируют. Способ доказательства этого по численным изменениям криминологических типов. Классификация этих последних.

III. Упадок и постепенное исчезновение большого числа этих типов.

IV. Эти потери не были возмещены новыми достижениями. Противоположная теория Ломброзо; ее опровержение. Итак, число сильных и определенных состояний общего сознания уменьшилось.

V. Другое доказательство. Особенно сильные состояния коллективного сознания приобретают религиозный характер; но религия охватывает все уменьшающуюся долю общественной жизни. Другое доказательство, подчеркнутое из уменьшения значения пословиц, поговорок и т. д. Итак, органическая солидарность становится преобладающей.

Глава VI Возрастающее преобладание органической солидарности и следствия этого (продолжение)

I. Социальные структуры, соответствующие этим двум видам солидарности. Сегментарный тип; его описание; он соответствует механической солидарности. Его различные формы.

II. Организованный тип; его признаки; он соответствует органической солидарности. Антагонизм этих двух типов; второй развивается по мере исчезновения первого. Тем не менее сегментарный тип полностью не исчезает. Он принимает все более размытые формы.

III. Аналогия между развитием социальных типов и развитием органических типов в животном царстве.

IV. Предыдущий закон не следует смешивать с теорией Спенсера о военных и промышленных обществах. Изначальное растворение индивида в обществе происходит не от чрезмерной военной централизации, но скорее от отсутствия всякой централизации. Следствия предыдущего: 1) методическое правило; 2) эгоизм не является отправной точкой развития человечества.

Глава VII. Органическая солидарность и солидарность договорная

I. Различие органической солидарности и промышленной солидарности Спенсера. Последняя является исключительно договорной; она лишена всякой регламентации. Неустойчивый характер такой солидарности. Недостаточность доказательств примерами, даваемыми Спенсером. Величина социального действия выражается в величине юридического аппарата, а он все увеличивается.

II. Верно, что договорные отношения развиваются, но в то же [422] время развиваются и недоговорные отношения. Проверка этого факта на социальных диффузных функциях: 1) семейное право становится более объемным и сложным; но в принципе оно не договорное. Кроме того, ограниченное место, занимаемое в нем частным договором, становится все меньше: брак, усыновление, отказ от семейных прав и обязанностей; 2) чем большее место занимает договор, тем более он регламентирован. Эта регламентация предполагает положительное общественное действие. Необходимость этой регламентации. Разбор биологических аналогий, на которые опирается Спенсер.

III. Проверка того же факта на цереброспинальных функциях социального организма (административные и правительственные функции). Административное и конституционное право, не имеющее ничего договорного, все более развивается. Разбор фактов, на которых Спенсер основывает противоположное мнение. Необходимость этого развития вследствие исчезновения сегментарного типа и прогресса организованного типа. Биологические аналогии противоречат теории Спенсера.

IV. Заключение первой книги: моральная и социальная жизнь вытекает из двойного источника; противоположные изменения этих двух течений.

Книга II. Причины и условия

Глава I Прогресс разделения труда и прогресс счастья

Согласно экономистам, разделение труда имеет причиной потребность в увеличении нашего счастья. Это предполагает, что в действительности мы становимся более счастливыми. Нет ничего более спорного.

I. Во всякий момент истории счастье, которое мы способны испытать, ограниченно. Значит, если бы разделение труда не имело других причин, то оно быстро остановилось бы, раз достигнув предела счастья. Этот предел, правда, отступает по мере того, как человек изменяется. Но эти изменения (допуская даже, что они делают нас счастливее) не были совершены с целью достижения этого результата, ибо в течение длительного времени они носят болезненный характер, не обеспечивая никакого возмещения.

II. Достигают ли они, впрочем, этого результата? Счастье это состояние здоровья; но здоровье не возрастает по мере возвышения видов. Сравнение дикаря и цивилизованного человека. Довольство первого. Умножение самоубийств с развитием цивилизации. Важные следствия с точки зрения социологического метода.

III. Происходит ли прогресс от скуки, вызываемой удовольствия- ми, ставшими привычными? Не следует смешивать разнообразие, [423] составляющее существенный элемент удовольствия, с новизной, вторичным элементом. Патологический характер потребности в новизне, если эта потребность слишком велика.

Глава II. Причины

I. Причины прогресса разделения труда: 1) исчезновение сегментарного типа, т. е. возрастание моральной плотности общества, символизируемое возрастанием материальной плотности; основные формы последней; 2) возрастание объема обществ при условии, что оно сопровождается возрастанием плотности.

II. Теория Спенсера, согласно которой воздействие возрастания объема состоит только в умножении индивидуальных различий. Ее опровержение.

III. Возрастание объема и плотности механически вызывает прогресс разделения труда, усиливая интенсивность борьбы за существование. Как формируется потребность в большем количестве и лучшем качестве продуктов; это следствие причины, обусловливающей специализацию, а не причина последней.

IV. Итак, разделение труда происходит только внутри сложившихся обществ. Ошибка тех, кто представляет разделение труда и кооперацию в качестве основного факта социальной жизни. Применение этого положения к международному разделению труда. Случай мутуализма.

Глава Ш. Вторичные факторы. Возрастающая неопределенность коллективного сознания и ее причины

Разделение труда может прогрессировать только тогда, когда возрастает индивидуальная изменчивость, а последняя возрастает только в случае регресса коллективного сознания. Реальность этого регресса установлена. Каковы его причины?

I. Поскольку социальная среда расширяется, коллективное сознание все более отдаляется от конкретных вещей и, следовательно, становится более абстрактным. Факты, подтверждающие это: трансцендентность идеи Бога; более рациональный характер права, морали, цивилизации в целом. Эта неопределенность оставляет больше места индивидуальной изменчивости.

II. Исчезновение сегментарного типа, отрывая индивида от его родной среды, освобождает его от влияния предков и таким образом уменьшает авторитет традиции.

III. Вследствие исчезновения сегментарного типа общество, менее плотно охватывая индивида, слабее сдерживает расходящиеся стремления.

IV. Почему социальный орган не может с этой точки зрения играть роль сегмента. [424]

Глава IV. Вторичные факторы (продолжение). Наследственность

Наследственность препятствие для прогресса разделения труда. Факты, доказывающие, что она становится менее важным фактором распределения функций. Отчего это происходит?

I. Наследственность теряет свою силу потому, что образуются все более важные способы деятельности, не передаваемые наследственным образом. Доказательства:
1) не образуется новых рас;
2) наследственность передает только общие и простые склонности, но деятельность, специализируясь, становится сложнее. Наследственный фонд становится менее важным фактором нашего развития еще и потому, что к нему необходимо больше прибавлять.

II. Наследуемые свойства становятся неопределеннее. Доказательства:
1) инстинкт регрессирует от низших видов животных к высшим, от животного к человеку. Значит, есть основание думать, что регресс продолжается в человеческом мире. Это доказывает непрерывный прогресс интеллекта, изменяющегося обратно пропорционально инстинкту;
2) не только не образуются новые расы, но и старые исчезают;
3) исследования Гальтона. Регулярно передается только средний тип. Но средний тип становится все неопределеннее вследствие развития индивидуальных различий.

Глава V. Следствия предыдущего

I. Более гибкий характер разделения общественного труда в сравнении с разделением труда физиологического. Причина в том, что функция становится более независимой от органа. В каком смысле эта независимость есть признак превосходства.

II. Механическая теория разделения труда исходит из того, что цивилизация продукт необходимых причин, а не цель, сама по себе порождающая деятельность. Но, будучи следствием, она становится целью, идеалом. Каким образом? Нет основания пред- полагать, что этот идеал примет когда-нибудь неподвижную форму, что прогресс имеет предел. Обсуждение противоположной теории Спенсера.

III. Возрастание объема и плотности, изменяя общества, изменяет также и индивидов. Человек более свободен от воздействия организма, поэтому психическая жизнь развивается. Под влиянием тех же причин индивидуальная личность выделяется из коллективной. Поскольку эти преобразования зависят от социальных причин, психофизиология может объяснить только низшие формы нашей психической жизни. Индивида в большой мере объясняет обществ о. Важность этого положения с точки зрения метода. [425]


Книга III. Анормальные формы



Глава I. Анормическое разделение труда

Анормальные формы, когда разделение труда не производит солидарность. Необходимость изучить их.

I. Анормальные случаи в экономической жизни: все учащающиеся по мере разделения труда промышленные кризисы; антагонизм труда и капитала. Точно так же единство науки теряется по мере специализации научного труда.

II. Теория, согласно которой эти последствия внутренне присущи разделению труда. По Конту, лекарство состоит в сильном развитии правительственного органа и в утверждении философии наук. Бессилие правительственного органа регулировать детали экономической жизни; философии наук обеспечивать единство знания.

III. Если во всех этих случаях функции не сотрудничают, то потому, что их отношения не отрегулированы; разделение труда аномично. Необходимость регламентации. Как в нормальном состоянии она следует из разделения труда. Ее недостает в приведенных примерах. Эта аномия происходит оттого, что солидарные органы не находятся в достаточном или достаточно продолжительном кон- такте. Такой контакт состояние нормальное. Итак, разделение труда, когда оно нормально, не замыкает личность в одном виде занятий, не давая видеть ничего за его пределами.

Глава II. Принудительное разделение труда

I. Война классов; она происходит оттого, что индивид не находится в гармонии со своей функцией, которая ему навязана принудительно. Что составляет принуждение: всякое неравенство во внешних условиях борьбы. Правда, нет общества, где бы не встречалось неравенство такого рода, но оно все более уменьшается. Замещение механической солидарности органической делает это уменьшение необходимым.

II. Другая причина, делающая необходимым прогресс на пути к равенству. Договорная солидарность становится все более важным фактором социального консенсуса. Но договор по-настоящему связывает только тогда, когда обмениваемые ценности эквивалентны, а для этого нужно, чтобы обменивающиеся стороны были поставлены в равные внешние условия. Причины, делающие такого рода несправедливость нетерпимой по мере преобладания органической солидарности. Договорное право и мораль становятся в этом отношении все требовательнее. Итак, настоящая индивидуальная свобода не состоит в уничтожении всякой регламентации, но есть продукт регламентации, ибо [426] такое равенство не существует в природе. Это справедливое дело есть задача высших обществ; они могут выжить только при этом условии.

Глава Ш. Другая анормальная форма

Случаи, когда разделение труда не производит солидарности, потому что функциональная деятельность каждого работника недостаточна. Как органическая солидарность возрастает вместе с функциональной деятельностью в организмах и в обществе. Функциональная деятельность возрастает в то же время, что и разделение труда, если оно нормально. Вторичная причина, делающая из этого последнего источник солидарности.

Заключение
MS Word Document
сохранить
[2.11 МБ]