История буржуазной социологии первой половины XX века
Опубликовано на портале: 07-06-2003
Москва: Наука, 2003
Тематический раздел:
Сборник продолжает выпущенную в конце 1970-х годов
серию аналогичных изданий, которые, вследствие своего небольшого тиража,
высокой информативности и широты охвата материала, давно уже стали библиографической
редкостью. Собранные в нем статьи посвящены основным направлениям западной
социологии, популярным в 1920-1950-е гг.: социологический позитивизм (неопозитивизм,
бихевиоризм, физикализм, структурный функционализм, теория социального обмена) (статья
М.С. Комарова); дюркгеймовская социологическая школа (А.Б.
Гофман), социология П.А. Сорокина (И.А.
Голосенко), теория социального действия Т. Парсонса (В.В. Пациорковский), психоаналитическая
социология (фрейдизм, постфрейдизм) (С.А. Эфиров), понимающая социология (концепции
К. Поппера, представителей Франкфуртской школы, А. Шюца и П. Уинча) (Л.Г. Ионин).
Авторы приводят развернутый анализ основных особенностей представителей этих школ,
предпосылок возникновения каждого из этих направлений, истории их становления, развития
и упадка в указанный период. Авторский коллектив составляют
лучшие представители отечественной истории социологии,и сборник вполне отражает
отношение социологов СССР к освещенным в нем проблемам. Может быть полезен
современным специалистам по советской социологии.
|
Предисловие - 3
Глава первая
Позитивизм в современной социологии - 5
- Общая характеристика социологического позитивизма - 5
- Неопозитивизм и возникновение эмпирической социологии - 14
- Физикализм в социологии - 26
- От радикального позитивизма к неонатурализму: структурный функционализм - 37
- Неопозитивизм и методология эмпирического социального исследования - 49
- Позитивистский натурализм сегодня: теория социального обмена - 61
- Позитивизм и его критика - 73
- Дюркгеймианцы с Дюркгеймом и без него -79
- "Социологизм" в социологии периода Третьей республики: успех концепции и его причины - 95
- Распад Французской социологической школы - 114
- Позитивистский синтез П. Сорокина - 121
- Гарвардский период деятельности Сорокина: создание "интегральной" модели - 142
- Общая оценка интегральной системы Сорокина, ее место в современной буржуазной социологии - 149
- Формирование концепции социального действия - 157
- Теория социального действия Т. Парсонса - 161
- Системы действия - 166
- Функционалистская концепция социального действия - 168
- Критический анализ парсоновской концепции социального действия - 183
- Фрейдизм и социология - 198
- Исходные идеи социальной доктрины З. Фрейда - 201
- "Амбивалентность" фрейдизма - 205
- Трактовка некоторых социологических понятий З. Фрейдом - 222
- Социальные доктрины учеников З. Фрейда - 236
- Постфрейдистская социология - 245
- Предварительные замечания - 258
- Социально-политические и гносеологические предпосылки возникновения проблематики понимания - 261
- Концепции понимания в современной буржуазной социологии и философии - 267
- Понимание, натурализм и марксистская социология - 294
Ключевые слова
Адлер А. американская социология антиклерикализм антисоциологизм Апель К.-О. Берр А. биопсихологизм бихевиоризм Бугле С. верификация Витгенштейн Людвиг Вормс Р. герменевтика Гуссерль Э. Демолен Э. де Турвиль А. дилетантизм идеалистическая культура идея бессознательного коллективное бессознательное Конт О. критика позитивизма Леви-Брюль Л. Леви Э. Маркузе Г. механицизм Мосс М. натурализм неопозитивизм неофрейдизм оппонент Парсонс Толкотт позитивизм Поппер К. прикладное исследование природа социальных связей проблема лидерства радикальная социология Радницки Г. Райх В. Ранк О. ранний позитивизм релятивизм сексуальная революция ситуация Сорокин Питирим Александрович социализация индивида социальный порядок социокультурное взаимодействие социологический плюрализм Спенсер Г. стратификация субъективизм сциентизм Тард Г. теория социального действия Уинч П. Уорд Л. фальсификация феноменология физикализм фрейдизм фрейдомарксизм функция Хальбвакс М. цель чикагская школа школа Дюркгейма Щюц А. Эдипов комплекс эрудиция Юнг К.Г. язык
См. также:
Директор школы.
2000.
№ 9.
С. 19-28.
[Статья]
Социологические исследования.
2009.
№ 6.
С. 45-50.
[Статья]
Общественные науки и современность.
2003.
№ 3.
С. 147-151.
[Статья]
[Статья глоссария]