Эксоцман
на главную поиск contacts

Культура и взрыв

Опубликовано на портале: 31-03-2004
Изд-во: Гнозис, 1992, 272 с.
Автор рассматривает культуру как коммуникативную систему, в которой наличествует минимум два языка. Ее развитие может происходить по двум стратегиям: как постепенное эволюционное изменение и как "взрыв", который преващает несовместимое в адекватное, непереводимое в переводимое.В ряду явлений и феноменов культуры, которые возникают таким образом из сочетания разных скоростей развития - постепенных и «взрывных» процессов, - автор рассматривает феномен гениев и талантов, явление противопоставления человеком культуры «внекультурному» с его точки зрения пространству, семиотические стратегии взаимодействия эвристики и эмпирической реальности, культурную роль сна и т.д. Проблема предсказуемости-непредстказуемости оценивается автором как коренная при решении такого вопроса как подлинное и мнимое искусство.

В духе структуральной традиции, представителем которой является Ю.М.Лотман, в книге развернуто семиотическое прочтение антитезисных культурных изменений, таких как «постепенный прогресс» и «взрыв».
Рассматривая культуру как коммуникативную систему, автор делает базовым понятие языка, а не кода, подразумевая, что «язык - это код плюс история». Такой подход учитывает, что структуры обладают памятью; языковое общение предстает как напряженное пересечение адекватных и неадекватных языковых актов, а непонимание представляется столь же ценным смысловым механизмом, что и понимание. Момент «взрыва» превращает несовместимое в адекватное, непереводимое в переводимое.
В ряду явлений и феноменов культуры, которые возникают таким образом из сочетания разных скоростей развития - постепенных и «взрывных» процессов, - автор рассматривает феномен гениев и талантов, явление противопоставления человеком культуры «внекультурному» с его точки зрения пространству, семиотические стратегии взаимодействия эвристики и эмпирической реальности, культурную роль сна и т.д. Проблема предсказуемости-непредстказуемости оценивается автором как коренная при решении такого вопроса как подлинное и мнимое искусство. По Б.Лотману, художественное творчество неизменно погружается в пространство суррогатов. Там, где вопрос сводится к коммерческой конкуренции, последние всегда одерживают победу. Однако их не следует однозначно осуждать – они, согласно автору, не только необходимы, но и полезны, если их рассматривать как первую ступень на пути овладения языком искусства. Квазихудожественные произведения выполняют те несвойственные искусству (как пространству непредсказуемости, пространству «взрыва») задачи, которые, однако, общество императивно ставит перед художником: просвещение, пропаганду, моральное воспитание.
1.Постановка проблемы
2.Система с одним языком
3.Постепенный прогресс
4.Прерывное и непрерывное
5.Семантическое пересечение как смысловой взрыв
6.Мыслящий тростник
7. Мир собственных имен
8. Дурак и сумасшедший
9. Текст в тексте (Вставная глава)
10. Перевернутый образ
11. Логика взрыва
12. Момент непредсказуемости
13. Внутренние структуры и внешние влияния
14. Две формы динамики
15. Сон - семиотическое окно
16. "Я" и "Я"
17.Феномен искусства
18. "Конец! как звучно это слово..."
19.Перспективы
20. Вместо выводов

Ключевые слова

См. также:
Andrew Edgar
[Статья глоссария]
Максим Ильич Шапир
Путь. Международный философский журнал. 1993.  № 3. С. 120-138. 
[Статья]
Феликс Изосимович Шарков
Социологические исследования. 2001.  № 8. С. 52-61. 
[Статья]
Александр Павлович Павлов
[Статья]