Эксоцман
на главную поиск contacts

Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов

Опубликовано на портале: 11-08-2004
Москва: Стандарты и качество, 2004, 408 с.
Тематический раздел:
Настоящая книга содержит методологию построения системы управления организацией на основе процессного подхода.
Рассмотрены основные принципы и методы построения системы, способы совмещения процессного и функционально-иерархического управления.
Приведены методики выделения процессов в организации, способы построения сети бизнес-процессов, методики моделирования процессов в нотациях IDEFO, IDEF3, DFD и ARIS и их сравнительные характеристики.
Подробно изложены методики описания и регламентации процессов организации, их составных частей, построения системы показателей эффективности процессов и цикла непрерывного повышения эффективности.

В книге также приведены рекомендации по построению в организации системы менеджмента качества, соответствующей требованиям МС ИСО 9001:2000, основанные на практическом опыте авторов.

Книга предназначена для руководителей разного уровня, специалистов в областях управления, информатизации, систем менеджмента качества, консультантов по бизнес-процессам, а также для студентов высших учебных заведений по специальностям «Менеджмент», «Информационные технологии», «Управление качеством».

К содержанию книги прилагаются:
Литература
Приложение 1. Положение о подразделении
Приложение 2. Форма документа
Приложение 3. Должностная инструкция
Приложение 4. Схема процесса
Приложение 5. Пример оформления номенклатуры дел
Приложение 6. Памятка для сотрудников по предстоящей сертификации системы менеджмента качества на соответствие требованиям МС ИСО 9001:2000



    Введение

    Глава 1. Процессный подход к управлени
    1.1. Процессный подход и современные системы управления организацией.
    1.2. Что понимают под термином "бизнес-процесс"?
    1.3. Определение бизнес-процесса
    1.4. Методологии описания бизнес-процессов
    1.5. Понятие "сеть бизнес-процессов организации"
    1.6. Определение процессного подхода к управлению
    1.7. Причины неудач проектов моделирования и реорганизации бизнес-процессов
    1.8. Состав этапов типового проекта моделирования и реорганизации бизнес-процессов организации

    Глава 2. Выбор методологии описания бизнес-процессов
    2.1. Понятие метода моделирования процессов
    2.2. Понятие объекта и связи
    2.3. Основные методологии описания процессов
    2.4. Методология IDEF0
    2.4.1. Объекты и связи в IDEF0
    2.4.2. Обратные связи по управлению и информации - возможность отражения реального процесса
    2.4.3. Некоторые правила ветвления и слияния стрелок
    2.4.4. Миграция и "туннелирование" стрелок. Принципы декомпозиции в IDEF0
    2.4.5. Нумерация объектов на диаграммах
    2.4.6. Оформление схем моделей в IDEF0. Рамка IDEF0
    2.4.7. Преимущества и недостатки использования IDEF0 для описания бизнес-процессов
    2.5. Методология IDEF3
    2.6. Моделирование процессов в нотации DFD
    2.7. Методология ARIS
    2.7.1. Нотация ARIS Value-added Chain Diagram (ARIS VAD)
    2.7.2. Нотация ARIS eEPC - расширение нотации IDEF3
    2.7.3. Нотация ARIS Organizational Chart
    2.7.4. Нотация ARIS Function Tree
    2.7.5. Нотация ARIS Product Tree
    2.7.6. Нотация ARIS Information Flow
    2.7.7. Использование нескольких типов нотаций ARIS при создании моделей процессов
    2.8. Описание процессов при помощи блок-схем
    2.9. Сравнительный анализ нотаций ARIS и IDEF Выбор нотации для описания процессов
    2.9.1. Нотации IDEF0 и ARIS VAD
    2.9.2. Нотации IDEF3 и ARIS eEPC
    2.9.3. Сравнение инструментальных средств моделирования ARIS Toolset и BPWin

    Глава 3. Описание и анализ бизнес-процессов
    3.1. Постановка целей описания бизнес-процессов
    3.1.1. Формулирование целей проекта
    3.1.2. Методика структуризации целей проекта
    3.1.3. Методика определения целей проекта на основе существующих проблем
    3.2. Выбор методологии описания бизнес-процессов организации
    3.2.1. Методология "ускоренного" описания бизнес-процессов. (Метод I).
    3.2.2. Методология "полного" описания бизнес-процессов. (Метод II).
    3.2.3. Сравнительный анализ подходов: преимущества и недостатки
    3.3. Подготовка проекта описания бизнес-процессов
    3.3.1. Состав работ по подготовке проекта
    3.3.2. Требования к управлению проектом. Роли сотрудников в проекте
    3.3.3. Создание и обучение рабочих групп
    3.3.4. Информирование и обучение персонала организации
    3.3.5. Разработка методики ведения проекта и внутрикорпоративного стандарта моделирования бизнес-процессов
    3.3.6. Технические аспекты подготовки проекта
    3.3.7. Типовые ошибки при выполнении подготовительного этапа проекта
    3.4. Методика формирования моделей бизнес-процессов верхнего уровня организации
    3.5. Методика проверки адекватности моделей бизнес-процессов
    3.6. Методика детального описания бизнес-процессов
    3.6.1. Методика сбора информации в подразделениях
    3.6.2. Методика формирования схем процессов с использованием выбранной нотации
    3.6.3. Методика проверки корректности моделей процессов (проверка на соответствие нотации)
    3.6.4. Методика проверки адекватности моделей процессов
    3.6.5. Документирование моделей процессов
    3.6.6. Типовые ошибки выполнения работ
    3.7. Методики анализа бизнес-процессов
    3.7.1. SWOT-анализ процесса
    3.7.2. Анализ проблем процесса: выделение проблемных областей
    3.7.3. Ранжирование процессов на основе субъективной оценки
    3.7.4. Анализ процесса по отношению к типовым требованиям
    3.7.5. Визуальный анализ графических схем процесса
    3.7.6. Измерение и анализ показателей процесса
    3.8. Пример разработки основного бизнес-процесса новой организации ....
    3.8.1. Состав работ по описанию бизнес-процесса новой организации
    3.8.2. Пример формирования модели бизнес-процесса торговой компании

    Глава 4.Практика внедрения процессного подхода к управлению
    4.1. Составляющие части процесса
    4.2. Выделение процессов и назначение их владельцев
    4.3. Определение выходов и входов процесса, ресурсов процесса
    4.3.1. Выходы процесса
    4.3.2. Входы и ресурсы процесса
    4.4. Документы, регламентирующие проведение процесса
    4.4.1. Документация процесса
    4.4.2. Регламентирующая документация внутреннего происхождения
    4.4.3. Порядок разработки и утверждения документации
    4.4.4. Информация о ходе процесса
    4.4.5. Общие требования к информации о ходе процесса
    4.5. Показатели процесса
    4.5.1. Общие положения
    4.5.2. Показатели продукта
    4.5.3. Показатели эффективности процесса
    4.5.4. Показатели (данные) удовлетворенности клиента
    4.5.5. Представление информации о ходе процесса
    4.6. Управление процессом
    4.6.1. Общие положения
    4.6.2. Управление процессом в штатной ситуации
    4.6.3. Документирование управления процессом
    4.6.4. Корректирующие и предупреждающие действия
    4.6.5. Особенности управления процессом "Управление организацией".
    4.6.6. Принятие решения, основанного на фактах
    4.6.7. Проблемы, связанные с руководством

    Глава 5. Описание бизнес-процессов при внедрении системы менеджмента качества в соответствии с требованиями МС ИСО 9001:2000
    5.1. Введение
    5.2. В данной главе читателю предложены Общие положения
    4.1. Общие требования
    4.1.1. Выявление (выделение) процессов
    4.1.2. Определение последовательности процессов и их взаимодействия ,
    4.1.3. Определение критериев и методов для оценки эффективности процесса
    4.1.4. Наличие у владельца процесса необходимых ресурсов и информации
    4.1.5. Проведение наблюдений, измерений и анализа процессов
    4.1.6. Реализация мероприятий для постоянного улучшения процесса и его результатов
    4.2. Управление документацией
    4.2.1. Общие положения
    4.2.2. Руководство по качеству
    4.2.3. Управление документами
    4.2.4. Управление записями по качеству
    4.2.5. Примеры организации структуры документации
    5. Ответственность руководства
    5.1. Обязательства руководства
    5.2. Ориентация на потребителя
    5.3. Политика в области качества
    5.4. Планирование
    5.4.1. Цели в области качества
    5.4.2. Планирование в рамках СМК
    5.5. Ответственность, полномочия и взаимосвязи
    5.5.1. Ответственность и полномочия
    5.5.2. Представитель руководства
    5.5.3. Внутренние взаимосвязи
    5.6. Анализ со стороны руководства
    5.6.1. Общие положения
    5.6.2. Входные данные для анализа
    5.6.3. Выходные данные анализа
    6. Управление ресурсами
    6.1. Обеспечение ресурсами
    6.2. Человеческие ресурсы
    6.2.1. Общие положения
    6.2.2. Компетентность, осведомленность и подготовка кадров
    6.3. Инфраструктура
    6.4. Производственная среда
    7. Проведение процесса
    7.1. Планирование выпуска продукции
    7.2. Процессы, связанные с потребителем
    7.2.1. Определение требований, относящихся к продукции
    7.2.2 Анализ требований, относящихся к продукции
    7.2.3. Взаимосвязь с потребителем
    7.3. Проектирование и разработка
    7.4. Закупки
    7.4.1. Процесс закупок
    7.4.2. Информация о закупках
    7.4.3. Проверка закупленной продукции
    7.5. Производство
    7.5.1. Управление производством и сервисным обслуживанием
    7.5.2. Утверждение процессов производства и сервисного обслуживания ...
    7.5.3. Идентификация и прослеживаемость
    7.5.4. Собственность потребителя
    7.5.5. Сохранность продукции
    7.6. Управление контрольно-измерительным оборудованием
    8. Измерения, анализ и улучшения
    8.1. Общие положения
    8.2. Мониторинг и измерения
    8.2.1. Удовлетворенность заказчика
    8.2.2. Внутренние проверки
    8.2.2.1. Подготовка экспертов-аудиторов
    8.2.2.2. Планирование внутренних проверок
    8.2.2.3. Проведение внутренних проверок
    8.2.2.4. Контроль за разработкой и внедрением корректирующих действий по результатам отклонений, выявленных в ходе аудита.
    8.2.3. Мониторинг и измерение процессов
    8.2.4. Мониторинг и измерение продукции
    8.3. Управление несоответствующей продукцией
    8.3.1. Общие положения
    8.3.2. Регистрация отклонения
    8.3.3. Идентификация несоответствующей продукции
    8.3.4. Отделение несоответствующей продукции
    8.3.5. Проведение анализа причин и возможных последствий несоответствия и принятие решения о дальнейшем использовании продукции
    8.3.6. Действия в случае обнаружения несоответствия после поставки продукции заказчику
    8.3.7. Утилизация и учет забракованной продукции
    8.4. Анализ данных
    8.5. Улучшение
    8.5.1. Общие положения
    8.5.2. Корректирующие действия
    8.5.3. Предупреждающие действия


Ключевые слова

См. также:
Д.Н. Владиславлев
Экономические науки. 2011.  № 1. С. 19-22. 
[Статья]
Давид Львович Константиновский, Владимир Николаевич Шубкин
[Книга]
Игорь Давидович Гуревич
Директор школы. 1995.  № 1. С. 13-23. 
[Статья]
Игорь Давидович Гуревич
Директор школы. 1993.  № 4. С. 1-11. 
[Статья]
Александр Петрович Михайлов
Социологические исследования. 2001.  № 5. С. 12-20. 
[Статья]