Эксоцман
на главную поиск contacts
Предлагаемое пособие, являющееся продолжением книги Занадворов B.C., Занадворова А.В. "Экономика города: вводный курс", рассматривает экономику города как особый раздел экономической теории. Здесь представлена широкая городская проблематика: локальные общественные блага и инфраструктура города, концепция экономического пространства, концепция агломерации и оптимальных размеров города. Очень большое внимание уделяется моделям непрерывного типа, используемым для описания пространственной конкуренции. Рассмотрена концепция каркаса территории (на микро- и макроуровнях), при этом особое внимание уделено информационному сообществу как ключевому функциональному подкаркасу современной мировой экономики. В книге представлен богатый теоретический аппарат, описаны различные типы экономических моделей. Для студентов магистратуры, аспирантов, преподавателей вузов экономических и градостроительных специальностей.

Введение 8
    Назначение предлагаемого пособия 8
    Ключевые проблемы экономики города и основные концепции, используемые при описании структуры экономического пространства 9
Глава 1. "Экономика города" как специфический раздел современной экономической теории. Проблемы моделирования экономики города 12
1.1. Город как значимая целостность и как предмет теоретизирования 12
1.2. Попытки формирования базового понятия теории экономики города с учетом различных аспектов феномена города 14
1.3. Моделирование как инструмент урбанистических исследований. Формирование особого раздела современной экономической теории – "экономики города" 16
    1.3.1. Модели теории vs. прикладные модели 16
    1.3.2. Экономика города как проекция "города" (объекта междисциплинарных исследований) на предметную область экономической науки 17
    1.3.3. Становление и кризис неоклассической "новой экономики города" 18
    1.3.4. Важнейшие направления эволюции теории экономики города 20
    1.3.5. Развитие прикладных урбанистических исследований 21
1.4.Резюме 22
Глава 2. Муниципальное обслуживание, проблемы управления городом, концепция локальных общественных благ 24
2.1. Город как экономический агент 24
    2.1.1. Автономность города 24
    2.1.2. Тенденция к финансовой децентрализации в России и к усилению роли крупных городов 25
    2.1.3. Муниципальное обслуживание и проблемы управления городом 26
2.2. Проблемы теоретического синтеза экономики города и экономики локальных общественных благ 29
    2.2.1. Развитие теории локального общественного сектора, инфраструктура города как важнейший объект приложения этой теории 29
    2.2.2. Моделирование решений муниципальной администрации, определяющих систему ЛОБ на уровне города 31
2.3. Понятие локальных общественных благ – основа экономического анализа проблем управления городом 32
    2.3.1. От чистых коллективных благ к локальным общественным благам 32
    2.3.2. Понятие зоны обслуживания и проблема оптимизации системы городов 34
    2.3.3. Пространственная мобильность факторов производства 35
2.4. Существующие подходы к типологии общественных благ 37
    2.4.1. Типология коллективных благ и характеристики местных общественных благ 37
    2.4.2. Характеристики ЛОБ 39
2.5.Внешние эффекты ЛОБ 40
    2.5.1. Пространственно ограниченные эффекты перелива выгод и ущерба, связанные с предоставлением ЛОБ 41
    2.5.2. Эффекты переполнения в сфере муниципальных услуг. Формальные модели, описывающие эти эффекты 42
2.6.Проблемы финансирования ЛОБ 47
    2.6.1.Проблема соответствия пространственных структур общественных финансов и общественных благ 47
    2.6.2.Преимущества, связанные с децентрализацией финансирования общественного сектора 49
    2.6.3.Децентрализация общественного сектора и проблемы теоретического исследования асимметричности информации 50
    2.6.4. Издержки децентрализации 51
    2.6.5. Заключение: теоретические и практические проблемы совершенствования системы локальных финансов 52
2.7.Резюме 53
Глава 3. Объем и структура общественных благ, предоставляемых городом: модели поведения муниципальной администрации 55
3.1. Концепции и модели локальных расходов как инструмент формирования содержательной политики города и региона 55
3.2. Конкуренция городов в сфере общественных расходов 56
3.3. Город-индивид: модель муниципальных предпочтений. Спрос представительного агента 57
3.4. Базовая модель медианного избирателя (ММИ) и ее дальнейшее развитие 59
    3.4.1. Классическая ММИ – важнейший инструмент теории локального общественного сектора 59
    3.4.2. Усложнение исходных предпосылок, дальнейшее развитие модели 61
    3.4.3. Эмпирические исследования, связанные с проверкой и использованием ММИ 61
3.5. Локальная монопольная власть: теоретическое описание поведения муниципальной бюрократии 63
    3.5.1. Бюрократическое поведение как объект современной теории общественного сектора. Локальная монопольная власть 63
    3.5.2.Исследование влияния исполнительной власти на процедуры голосования модели формирования муниципальных решений 64
    3.5.3.Асимметрия информации как один из важнейших факторов бюрократической власти, "эффект липучки" 65
    3.5.4.Дальнейшее развитие моделей бюрократического поведения муниципальной администрации 66
3.6. Проблемы моделирования предложения локального общественного сектора 67
    3.6.1. Моделирование потенциального выпуска ЛОБ 67
    3.6.2. Модель оптимального для муниципальной администрации предложения ЛОБ 67
    3.6.3. Проблемы практического использования моделей бюрократического поведения, формирующего предложение ЛОБ 68
3.7. Резюме 69
Глава 4. Концепция экономического пространства. Информационное сообщество как ключевой функциональный подкаркас пространства мировой экономики 71
4.1.Пространственный экономический анализ: базовые идеи 71
    4.1.1. Становление пространственного экономического анализа 71
    4.1.2. Поляризованное пространство, территориальное разделение труда (центр – периферия), анизотропность 73
    4.1.3. Роль категории времени в пространственном анализе 76
4.2.Концепция каркаса территории 78
    4.2.1.Концепция каркаса территории. Основные типы пространственных моделей 78
    4.2.2.Примеры эмпирических исследований систем городов, динамика развития каркаса 81
    4.2.3.Перспективы и проблемы формирования территориальной политики по результатам исследований каркаса городов 84
4.3. Функциональная структура экономического пространства, город как фокус управления, контактов, инноваций 87
    4.3.1.Территориальное конкурентное преимущество города, обусловленное контролем над информацией 87
    4.3.2. Город как фокус инноваций 88
    4.3.3. Город – продукт деятельности (осуществляемой за счет ресурсов периферии) и центр потребления 91
4.4. Мегаполисы как основные фокусы экономической активности информационного общества 92
    4.4.1.Ключевая роль мегаполисов как информационных узлов современной экономики 92
    4.4.2.Информационная природа экономических решений. Информационные ресурсы и технологии 94
    4.4.3. Четвертичный сектор как ядро информационного общества 96
4.5. Мировой каркас городов. Мировое информационное сообщество – его ведущий функциональный подкаркас 99
    4.5.1. Мировой каркас (иерархия сетей городов) 99
    4.5.2. Телекоммуникации и высокоскоростной пассажирский транспорт как важнейшие информационные каналы мировой экономики 100
    4.5.3.Интеграция Москвы в мировое информационное сообщество и общероссийская роль этой интеграции 101
4.6.Резюме 102
Глава 5. Концепция агломерации и проблема оптимальных размеров города 105
5.1. Внутрифирменные преимущества, обусловленные концентрацией производства товаров и услуг 106
    5.1.1. Экономия, обусловленная масштабом производства 105
    5.1.2. Экономия на транспортно ориентированных издержках 107
5.2. Внешняя экономия, обусловленная агломерацией: преимущества урбанизации для предприятий и населения 108
    5.2.1. Внешние преимущества для предприятий, кумулятивные эффекты экономии масштаба 106
    5.2.2. Инфраструктура города 109
    5.2.3. Выгоды агломерации для потребителей (домашних хозяйств) 110
5.3. Оптимальные размеры агломерации 110
    5.3.1.Пространственная дезинтеграция, обусловленная отрицательными внешними эффектами 110
    5.3.2.Формальный анализ проблемы оптимальных размеров города в терминах простой микроэкономической модели 111
5.4. Резюме 114
Глава 6. Пространственная конкуренция, концепция доступности, модели непрерывного типа. Морфология урбанизированных территорий 116
6.1. Пространственная конкуренция, доступность. Непрерывный тип моделей пространственного анализа 116
    6.1.1.Проблема конкуренции за привилегированные участки территории, концепция доступности 116
    6.1.2.Исходная модель фон Тюнена и ее влияние на теоретические построения Кристаллера и Лёша. Модели непрерывного типа 118
6.2. Концепция зоны влияния города. Модели зонального типа 123
    6.2.1. Проблема выявления зоны влияния города 123
    6.2.2. Выявление зоны влияния с помощью гравитационных моделей 124
    6.2.3. Выявление зоны влияния с помощью гравитационных моделей 124
    6.2.4. Зоны влияния и модели зонального типа 127
6.3. Внутренняя функциональная организация пространства города 128
    6.3.1.Проблема пространственного экономического анализа на территории городской агломерации. Фундаментальная роль концепции доступности 128
    6.3.2.Основные типы моделей размещения промышленности, предприятий обслуживания и жилых кварталов 129
6.4. Некоторые характеристики территории как инструмент экономического сопоставления отдельных участков города 131
    6.4.1. Плотностные характеристики территории 131
    6.4.2. Показатели типа "связность" 133
    6.4.3. Взаимосвязь показателей этих двух типов 134
6.5. Моделирование распределений плотностных характеристик (закон Кларка) 135
    6.5.1. Исходная формулировка закона Кларка и ее дальнейшее развитие 135
    6.5.2. Динамизация модели Кларка 137
    6.5.3. Значение исследований, связанных с законом Кларка для развития дисциплины “экономике города” 139
6.6. Особенности рынка городской земли 141
    6.6.1. Неоклассическая модель Алонсо-Тюнена 141
    6.6.2. Дальнейшее развитие модели с учетоммуниципальной политики землепользования 142
    6.6.3. Рынок несовершенной конкуренции 143
    6.6.4. Исследования рынка городского жилья 145
6.7. "Новая экономика города": неоклассическая модель цены земли в жилых зонах города 146
    6.7.1 Размещение населения: система предпочтений потребителя 146
    6.7.2. Неоклассическая модель цены земли в жилых зонах города 146
6.8. Резюме 153
Глава 7. Существующая литература по экономике города 156
7.1. Вводные курсы для бакалавриата 156
7.2. Более продвинутые курсы для бакалавриата 158
7.3. Курсы для подготовки магистерских и кандидатских диссертаций 161
Литература 167
Список сокращений 175
Ключевые слова

См. также:
Михаил Эгонович Дмитриев, Павел Александрович Чистяков, Анна Алексеевна Ромашина
Общественные науки и современность. 2018.  № 5. С. 31–47. 
[Статья]
Наталья Васильевна Зубаревич
Общественные науки и современность. 2017.  № 6. С. 5–21. 
[Статья]
Юрий Витальевич Шишков
Общественные науки и современность. 1994.  № 2. С. 15-24. 
[Статья]
Нильс Гольдшмидт, С.И. Невский, Наталия Викторовна Супян
TERRA ECONOMICUS. 2017.  Т. 15. № 2. С. 57-75. 
[Статья]
Наби Саидкаримович Зиядуллаев
[Книга]
Василий Яковлевич Ельмеев, Елена Евгеньевна Тарандо
Социологические исследования. 1999.  № 1. С. 41-48. 
[Статья]