Эксоцман
на главную поиск contacts

Стоимость //Вехи экономической мысли. Теория потребительского поведения и спроса. Т.3. Под ред. В.М.Гальперина.- СПб.: Экономическая школа. 1999, c. 401-433

Опубликовано на портале: 22-09-2004
Санкт-Петербург: Экономическая школа, 1999, cерия "Вехи экономической мысли", 496 с.
В экономической теории стоимость (cost) чего-либо есть неизбежно отвергаемая наилучшая возможность (hignest-valued opportunity necessarily fоrsaken). Полезность концепции стоимости является логическим следствием выбора среди доступных вариантов. Только при отсутствии возможных вариантов или при достаточным для удовлетворения потребностей желаний всех людей количестве доступных ресурсов, так что все блага были свободными, понятия стоимости и выбора были бы не нужны. Если выбор чего-либо осуществляется не на случайной основе (т. е. если те, кто его делают, преследуют какую-то цель), возникает необходимость в критерии выбора. Каким бы ни был этот критерий, выбранный вариант будет означать утрату наиболее ценного из остальных вариантов выбора. Это означает, что стоимость будет покрыта только в том случае, если выбирающий субъект делает выбор так, чтобы максимизировать (получаемую в конечном итоге) ценность.
Непонимание сути понятия стоимости может привести к ошибочному смешению этого понятия с нежелательными свойствами данного действия. Например, когда некто строит плавательный бассейн, то тяжелая работа, затруднения, связанные с его выкапыванием и помехами от шума, непослушные соседские дети и незванные гости, использующие его, выступают в данном случае в качестве нежелательных свойств этого бассейна. Но все это не является стоимостью создания и владения бассейном. Рассматриваемое здесь различие между: а) нежелательными свойствами, присущими чему-либо, и б) наиболее ценным из отвергнутых вариантов, отказ от которого необходим для реализации какого-либо выбора, является фундаментальным, поскольку лишь второе представляет собой стоимость как термин, используемый в экономической науке.

Серия "Вехи экономической мысли" является многотомной хрестоматией по экономической теории и содержит впервые публикуемые на русском языке классические работы, посвященные теории потребительского поведения и спроса, теории фирмы, рынкам факторов производства и распределению доходов. Эти работы представляют историю развития этих областей экономической науки. Том 3 посвящен рынкам факторов производства и распределению доходов. Содержит переводы наиболее известных статей зарубежных экономистов о рынках труда, капитала и природных ресурсов и их ценах - заработной плате, проценте и ренте. Включает статьи Нобелевских лауреатов Г.Беккера и Дж.Стиглера, а так же работы А.Алчиана, А.Берри, А.Флакса, Г.Хотеллинга, П.Дугласа и др.
Ключевые слова

См. также:
Октай Юсуфович Мамедов
TERRA ECONOMICUS. 2003.  Т. 1. № 4. С. 5-10. 
[Статья]
Томас Гросфелд, Тео Роландт
Форсайт. 2008.  Т. 2. № 1. С. 24-29. 
[Статья]
Александр Дмитриевич Смирнов
Экономический журнал ВШЭ. 1999.  Т. 3. № 2. С. 265-293. 
[Статья]
Wesley C. Mitchell
TERRA ECONOMICUS. 2010.  Т. 8. № 1. С. 96-108. 
[Статья]
Вячеслав Сергеевич Романов, Елизавета Борисовна Кукина
Корпоративные финансы. 2008.  № 4 (8). С. 38-57. 
[Статья]