Эксоцман
на главную поиск contacts

Маслоу о менеджменте (Maslow on Mamagement, Abraham H. Maslow)

Опубликовано на портале: 01-07-2004
Санкт-Петербург: Питер, 2002, cерия "Теория и практика менеджмента", 416 с.
Имя А. Маслоу известно не только тысячам его почитателей, но и десяткам тысяч читателей, слышавших это имя на семинарских занятиях и вспоминающих его в тех случаях, когда речь заходит о таких понятиях, как самоактуализация, пиковые опыты и иерархия потребностей. В этой книге собраны статьи, которые слово в слово переписаны из его дневников. Пионерские исследования А. Маслоу в сфере управления, креативности, инноваторства и сегодня звучат так, что современные разработки по тем же темам выглядят едва ли не устаревшими. Теории А. Маслоу о самоактуализации и труде, потребительской лояльности, руководстве и сомнении как творческом начале рисуют картину, удивительно похожую на картину современного цифрового общества. Будущее, описываемое А, Маслоу в дневниках, - это мир, в котором мы живем сегодня, мир, где человеческий потенциал является основным источником конкурентных преимуществ практически во всех отраслях, организациях и институциях Эта книга может быть рекомендована самому широкому кругу читателей - от студентов, изучающих управление, до профессионалов, стремящихся расширить рамки уже изученного материала.

Абрахам Маслоу: человек и его дело

Порою мне кажется, что я пишу послание своим прапраправнукам, которых, разумеется, пока еще нет на свете. Это своеобразное выражение моей любви к ним, заключающееся не в наделении их некой суммой денег, но в передаче им моих записей, советов и опыта, которые могли бы им пригодиться

Абрахам Маслоу оставил наследство для всех нас. Его пионерные работы в сфере гуманистической психологии произвели на нас неизгладимое впечатление. Мы стали иначе относиться к самим себе, к нашей жизни и к нашим институциям.

А. Маслоу начал свою карьеру в Бруклинском колледже, где характерное для него необычное сочетание уверенного владения преподавателя своим предметом и личной скромности сделали его чрезвычайно популярной фигурой у студентов. Многие тогдашние студенты вспоминают, что именно любовь А. Маслоу к психологии и энтузиазм, с которым он занимался наукой, побудили и их самих вступить на это поприще.

Впоследствии А. Маслоу оставил Бруклинский колледж и возглавил отделение психологии в Университете Брандейса (Уолтхем, Массачусетс). Помимо прочего в 19671968 гг. он занимал должность президента Американской психологической ассоциации.

Хотя А. Маслоу занимался исследованиями в самых разных научных областях, его имя обычно связывают с концепциями иерархии потребностей и самоактуализации как высшем мотивационном факторе. Благодаря трудам ученого в обществе начало формироваться новое, более позитивное, отношение к человеческой мотивации и человеческому потенциалу. А. Маслоу, являясь основоположником гуманистической психологии, смог преодолеть влияние учений практиков и теоретиков бихевиоризма и фрейдизма и создать значительно более развитую психологическую теорию.

Будучи плодовитым писателем, он написал сотни статей о креативности, просвещенных управленческих техниках, человеческой мотивации и самоактуализации. Его самая популярная книга К психологии бытия буквально передавалась из рук в руки. Эта книга, которая не просто вдохновляла читателей, но меняла их жизнь, сделала Маслоу национальной знаменитостью. Такие понятия, как самоактуализация и пиковый опыт, стали частью общеупотребительной лексики бурных шестидесятых.

Главный вклад Маслоу в науку, вероятно, состоял в разработанной им концепции иерархии потребностей. Маслоу считал, что человеческие существа стремятся к самоактуализации. Человеческий потенциал представлялся ему не получившей должной оценки и совершенно неисследованной территорией. Иллюстрацией его концепции была пирамида, ставшая сегодня общеизвестной:

Летом 1962 г., находясь в одной из расположенных в Южной Калифорнии компании, А. Маслоу вел дневники, которые впоследствии были отпечатаны на мимеографе под названием Летние заметки. Первое издание дневников, получившее название Эупсихическое управление, было известно главным образом теоретикам. Мы переиздаем его под заголовком А. Маслоу о менеджменте.

Абрахам Маслоу умер в июне 1970 г. в Менло-Парке, Калифорния, в возрасте 62 лет.

Предисловие к первому изданию

Я не занимался исправлением ошибок, проработкой написанного, маскировкой собственных предпочтений. Я не пытался предстать более умным или осведомленным по сравнению с летом 1962 г.

Эти дневниковые заметки я делал летом 1962 г., во время моего пребывания на предприятии компании Non-Linear Systems, Inc. в Дель-Маре (Калифорния), куда меня пригласил ее президент Эндрю Кей.

Я прибыл туда, не имея особого представления о том, в чем именно будут состоять цели моего визита, однако увиденное по ряду причин чрезвычайно заинтриговало меня, что нашло отражение и в моих дневниках.

Следует заметить, что эти записи никоим образом не являются исследованием некоего конкретного предприятия. Благодаря увиденному на нем, я смог соприкоснуться с теоретической и исследовательской сферой, которая оказалась для меня совершенно новой и заставила меня призадуматься.

Никогда прежде я не сталкивался с производственной или с управленческой психологией, положения которых могли использоваться мной для создания общей психологической теории, и потому я начал с чтения работ П. Друкера и Д. Макгрегора*, рассматривавшихся в Non-Linear в качестве фундаментальных трудов. Мне стали понятны цели, которые ставил перед собой Эндрю Кей, и я принялся жадно поглощать работы авторов, работавших в этой совершенно новой для меня сфере социальной психологии.

Я привык вести дневник и записывать свои мысли на бумаге, выстраивая свободные ассоциации и импровизируя или, скажем, делая выписки из предыдущих записей и набросков. Впрочем, данный дневник не записывался, как это бывает обычно, но наговаривался на диктофон, поскольку в моем распоряжении имелось несколько превосходных секретарш, которые едва ли не тут же расшифровывали и перепечатывали мои записи (весьма необычная для профессора ситуация). Большой объем рукописи объясняется, во многом, именно этим обстоятельством.

Заметки были сведены в книгу, которая была отпечатана на мимеографе без предварительной редактуры, каких-либо дополнений, сокращений и изменений иного рода, помимо исправления типографских и грамматических ошибок. При издании настоящей книги была проделана определенная редакторская работа, сводившаяся главным образом к тематическому объединению разрозненных заметок, устранению ряда непристойностей, прояснению предложений, которые могли смутить читателя, введению ссылок на те или иные источники, к некоторому изменению акцентов, призванному сделать данную работу менее личной и интимной, и т. п. Я не занимался исправлением ошибок, проработкой написанного, маскировкой собственных предпочтений и не пытался предстать более умным или осведомленным по сравнению с летом 1962 г. Мною не было сделано и сколько-нибудь существенных дополнений или сокращений. Подобная практика противоречила бы самой идее издания дневников.

Эти заметки должны рассматриваться прежде всего как первые впечатления и непосредственные реакции психолога-теоретика, столкнувшегося с совершенно неведомой ему областью знаний и тут же решившего, что последняя имеет большое значение для целого ряда его теоретических построений (и vice versa). Другие подобные же опыты научили меня тому, что новичок зачастую способен заметить такие вещи, которые ускользают от внимания экспертов. Главное не бояться ошибиться или прослыть наивным.

Я приложил к настоящему изданию полную библиографию своих работ, включая переиздания, переводы и т. п., как для собственного удобства, так и для удобства читателей. В любом случае, я давно хотел дать ее где-нибудь с тем, чтобы при необходимости я мог на нее сослаться. В тексте настоящей книги номера, заключенные в скобки, соответствуют номерам в этой библиографии.

Утопическое и нормативное мышление такого рода не слишком-то характерно для нашего времени, и, как правило, отвергается многими как неприемлемое для определенных областей знания и уж, во всяком случае, как ненаучное. Считается, что наука, пусть даже речь идет о социальных и гуманитарных дисциплинах, должна быть свободна от оценочных суждений, хотя, как я уже некогда писал, подобные суждения присутствуют в ней всегда (95). В любом случае, данный дневник является образчиком такого рода идеальной или нормативной социальной психологии, разработкой которой я пытаюсь заниматься. Я ввожу понятие Эупсихии (Eupsychia, 81), под которой надлежит понимать культуру, которая была бы генерирована 1000 индивидов, достигших самоактуализации на некоем укромном, недоступном для всех остальных людей, островке (57, 79, 81). Затем, в отличие от классических утопических и дистопических фантазий, я задаюсь совершенно реальными вопросами такого рода: насколько совершенным может быть человеческое общество? Насколько совершенным может быть человек, живущий в обществе? Насколько совершенным может быть общество как таковое? Поскольку нам известны высоты, доступные человеческой натуре, мы имеем возможность экстраполировать на тот же высотный уровень и формы интерперсональной и социальной организации, которую делает принципиально возможной именно эта человеческая натура. При желании мы можем назвать данный способ планированием. Если же мы захотим следовать велениям моды, нам следует назвать его историей будущего или использовать неологизм кибер-культура. Лично я предпочитаю понятие эупсихия, поскольку оно позволяет говорить лишь о реальных перспективах и возможностях усовершенствования, а не о таких вещах, как достоверность, пророчества, неизбежность, необходимость, способность к совершенствованию или уверенное предсказание будущего. Естественно, я осознаю то, что в один прекрасный день человечество может исчезнуть. Однако с какой-то вероятностью это может и не произойти. Таким образом, рассмотрение будущего и стремление к реализации определенных целей все-таки следует признать вполне оправданными. В век стремительной автоматизации подобную задачу следует признать не просто возможной, но жизненно необходимой.

Само понятие Эупсихия также может рассматриваться с различных позиций. Оно может означать стремление к психологическому здоровью или здоровое стремление. Под это определение может подпадать любая деятельность, направленная на укрепление названной тенденции, кто бы ее ни осуществлял психотерапевт или учитель. Данное понятие может быть отнесено и к ментальным или социальным условиям, способствующим названному оздоровлению. Помимо прочего, мы можем видеть в нем некий идеальный предел: например конечную цель терапии, образования или труда.

С тех пор как в 1962 г. в моем дневнике* были сделаны первые записи, компании Non-Linear Systems пришлось немало поработать над обеспечением должного качества продукции и включиться в конкурентную борьбу за свой рынок. Поскольку настоящий дневник не являлся попыткой описания ситуации в одной этой фирме, мне не пришлось изменять своего отношения к выработанным в нем принципам. Следует особо отметить (и замечание это будет повторяться в дневниках снова и снова) то, что настоящие принципы характерны, прежде всего, для благоприятной ситуации, а не для ненастья. Аналогичный контраст в мотивационной жизни индивида существует между мотивацией роста и защиты (гомеостазис, мотивация безопасности, ослабление болезненных ощущений, снижение затрат и т. д.). Здоровый индивид должен быть достаточно гибким и реалистичным, то есть при необходимости он должен обладать способностью переходить от роста к обороне. Интересная теоретическая экстраполяция для организации должна была бы также состоять в наделении ее гибкостью, достаточной для вынужденного перехода с режима эффективной деятельности в благоприятных условиях к режиму эффективной деятельности в условиях ненастья. Мне представляется, что нечто подобное и происходило в Non-Linear, хотя, разумеется, данное положение следовало бы подтвердить соответствующими исследованиями.

Установки самоактуализированных личностей к своим обязанностям, труду и миссии

Это простейший способ выражения того факта, что надлежащее управление трудовой жизнью человеческих существ, то есть, тем способом, посредством которого они зарабатывают себе на жизнь, способно улучшить их самих и мир, в котором они живут, и в этом смысле его можно считать техникой реализации утопий или революций.

На примере самоактуализированных личностей мы можем убедиться в том, что идеальному отношению к труду могут сопутствовать наиболее благоприятные обстоятельства. Просвещенные индивиды начинают отождествлять (свой) труд с собственной самостью, тем самым работа для них превращается в составную часть самостного элемента индивидуальной самодефиниции. Труд может быть психотерапевтическим или психогогическим (правильные действия индивида способствуют его самоактуализации). Разумеется, подобные установки обладают известной взаимосвязью, то есть если сравнительно нормальные люди поступают на работу в сравнительно нормальную организацию, труд в ней может сделать их лучше, что, в свою очередь, окажет позитивное влияние на предприятие, не может не сказаться и на его сотрудниках и т. д. Тем самым мы приходим к простейшей формуле, в согласии с которой надлежащее управление трудовой деятельностью человеческих существ или избранным ими способом обеспечения собственной жизнедеятельности может улучшить и их самих, и мир, и в этом смысле может быть названо утопической или революционной техникой.

Я давным-давно отказался от мысли о том, что мир или человеческий род как таковой могут быть улучшены путем производственной психотерапии. Подобный подход непрактичен. Его реализация невозможна и с количественных позиций. (Тем более что средства индивидуальной психотерапии не могут быть использованы для очень большого числа людей.) Я решил обратиться к своим утопическим проектам (81), в которых образование рассматривалось мною в качестве средства глобального воздействия на человеческий род. Я решил, что уроки индивидуальной психотерапии, по сути, могут рассматриваться в качестве исследовательских данных, обретающих особую значимость при их использовании в эупсихичном улучшении образовательных институтов, способных усовершенствовать человеческий род en masse. И лишь совсем недавно я понял, что трудовая жизнь индивида обладает ничуть не меньшим, а то и большим значением, чем его образование, поскольку все люди совершают ту или иную работу. Если уроками психологии, индивидуальной психотерапии, социальной психологии и т. д. возможно будет воспользоваться в отношении экономической жизни человека, я надеюсь на то, что последней также будет придано надлежащее направление, вследствие чего мы сможем определенным образом повлиять, в принципе, на всех людей.

То, что подобное возможно, не вызывает сомнений. Мое первое знакомство с литературой по управлению и с новыми его методами убедило меня в том, что наиболее развитые формы менеджмента уже и теперь принимают прогрессивное, а порой и синергетическое направление. Усовершенствование производства, усиление контроля над качеством, улучшение производственных отношений, развитая система управления творческим персоналом являются для многих людей косвенным свидетельством действенности психологии Третьей силы.

К примеру, интуитивные заключения о сути человеческой природы, к которым пришел П. Друкер, подходят очень близко к выводам психологов Третьей силы (86, Предисловие). Выводы ученого, не знакомого с достижениями научной, клинической или профессиональной социальной психологии, обусловлены результатами изучения обычных производственных и управленческих ситуаций. (Тот факт, что П. Друкер пришел примерно к пониманию человеческой природы, аналогичному воззрениям Карла Роджерса или Эриха Фромма, является наиболее замечательным подтверждением обоснованности надежды на то, что производственная ситуация может использоваться в качестве новой лаборатории для изучения психодинамики, высоких уровней человеческого развития и идеальной экологии человеческого бытия.) Это лишний раз указывает на ошибочность автоматически сложившегося у меня мнения, в соответствии с которым производственная психология является бездумным приложением научного психологического знания. Оказалось, что все обстоит совершенно иначе. Она оказалась источником знаний, заменив собою лабораторию и, в ряде случаев, превзойдя ее.

Разумеется, истинным является и противоположное утверждение (во всяком случае, оно может обладать куда большей истинностью, чем полагает П. Друкер). Мы располагаем картой подлинных золотых копей исследовательских данных, которые могут использоваться и применяться в конкретных экономических ситуациях производственным психологом и специалистом в области управления. Мне почему-то кажется, что после беглого знакомства с достижениями научной психологии П. Друкер и его коллеги тут же решили не ломать понапрасну голову. Вне всяких сомнений данные о поведении крыс и голубей, условных рефлексах и лишенных смысла звуках не могут использоваться в комплексных человеческих ситуациях, однако, отметая всяческий психологический вздор, эти исследователи отказываются от поиска золотых самородков, которых здесь тоже немало.

Мои собственные попытки такого рода, во всяком случае, всегда были достаточно этичными, я пытался сочетать науку с гуманистическими и этическими целями, со стремлением сделать лучше как отдельных людей, так и общество в целом. Производственная психология открыла предо мною совершенно новые горизонты, она стала для меня новым источником данных, причем весьма ценных. Помимо прочего, она позволила мне получить подтверждение целого ряда гипотез и теорий, в основе которых лежали материалы исключительно клинических исследований. Она предстала мне своеобразной новой лабораторией, в которой шли какие-то свои исследования, в ходе которых я надеялся лучше разобраться со стандартными проблемами классической психологии, такими как обучение, мотивация, эмоции, мышление, поступки и т. п.

(Это часть моего ответа на вопрос Дика Фарсона: Почему вы так увлеклись всей этой всячиной? Для чего вам это? Что вы надеетесь из этого извлечь? Быть может, вы хотите внести какой-то собственный вклад в эту область знаний? Объяснялось же все тем, что я увидел еще один путь реализации просвещенного мышления.)

Одно из преимуществ производственной ситуации над индивидуальной психотерапией как средством персонального развития состоит в том, что она обеспечивает как гомономные,* так и автономные вознаграждения. Для психотерапии характерен чрезмерный интерес к развитию индивидуальности, самости, личности и т. д. Я размышлял над проблемами креативного образования, а теперь обдумываю возможности творческого руководства, когда индивид развивается не только благодаря индивидуальной работе с ним, но и вследствие того, что он является членом сообщества, команды, группы, организации, причем подобный путь личностного развития является столь же правомерным, как и автономные пути. Разумеется, это особенно важно для лиц, в отношении которых не могут быть использованы средства символической психотерапии, психоанализа, инсайт-терапии и т. д. Данное положение сохраняет свою истинность прежде всего для слабоумных и для лиц, чьи интересы ограничиваются сферой конкретного, которые, в своем большинстве, находятся за пределами фрейдистской терапии. Хорошее сообщество, хорошая организация, хорошая команда могут оказать позитивное влияние на людей, которым зачастую не способны помочь индивидуальные терапевты.

Предисловие к новому изданию
Введение
Абрахам Маслоу: человек и его дело
Предисловие к первому изданию
тановки самоактуализированных личностей к своим обязанностям, труду и миссии
Дополнительные заметки о самоактуализации, труде, обязанностях и миссии
Самоактуализирующие обязанности
Различия принципов управления на разных уровнях иерархии
Просвещенные экономика и менеджмент
Пренебрежение индивидуальными различиями в управленческой политике
Баланс сил, ведущий к росту или к регрессии
Меморандум о целях и направлениях просвещенного менеджмента и организационной теории
Регрессивные силы
Самоутверждение в рабочей ситуации
Менеджмент как психологический эксперимент
Просвещенное управление как форма патриотизма
Связь психологического здоровья с характеристиками лучших менеджеров, контролеров, бригадиров и т. д. (по Р. Лайкерту)
Дополнительные заметки о связи психологического здоровья с характеристиками лучших менеджеров (по Р. Лайкерту)
Заметки о просвещенном менеджменте
Побочные следствия просвещенного менеджмента
Заметки о синергизме
Синергетическая доктрина неограниченного блага против антисинергитеческой доктрины неограниченного блага
Дополнительные замечания о синергизме
Заметки о динамике синдрома и холистически- органическом мышлении
Ценности второго уровня (дальние и конечные цели)
Заметки о лидерстве
Лучший человек человек аггридантный (биологически совершенный и стремящийся к доминированию)
Самый совершенный босс
Заметки о бесструктурных группах, сделанные в Лейк-Эрроухед
Творческие способности
Дополнение к заметкам о творческой личности
Предприниматель
Пересмотр понятий прибыли, налогов, издержек, денег, экономики и т. д.
Дополнения к заметкам о прибыли
Дополнение к заметкам о пересмотре понятий прибыли, издержек и т. д.
Просвещенный продавец и потребитель
Еще одно дополнение к заметкам, посвященным продавцам и потребителям
Заметки о торговых агентах и профессии торговца
Недовольство низкого и высокого уровней и метанедовольство
Теория социального совершенствования, теория медленной революции
Просвещенный менеджмент и потребность в нем
Библиография
Именной указатель
Предметный указатель

Ключевые слова

См. также: